Конспект
открытого
урока по
русскому языку в 7 классе.
Тема : «Категория состояния»
Цели и задачи: закрепление понятия «категория состояния»; уметь отличать категорию состояния от наречия и прилагательного; использовать изученную часть речи в своих сочинениях, высказываниях, уметь логически обосновать выделение категории состояния в самостоятельную часть речи; воспитывать познавательную активность; сознательное отношение к языку как духовной ценности. Познакомить учащихся с работами выдающихся русских лингвистов о категории состояния. Закрепить порядок морфологического разбора категории состояния.
Он беспределен и может, живой, как жизнь, обогащаться ежеминутно.
Н.В.Гоголь.
Ход урока.
1. Организационный момент. (Как можно связать слова Гоголя с темой нашего урока?)
2. Объяснительный диктант.
Необыкновенно весело, было ветрено, сделалось скучно и грустно, хорошо и беззаботно, уже поздно, было стыдно и боязно, в небесах торжественно, можно увидеть, нельзя приблизиться, делается всё богаче, лень учиться.
3. Беседа.
-Какие это части речи : весело, ветрено, скучно, грустно и др.?
-Расскажите о новой части речи – категории состояния.
-Какие тематические группы категории состояния можно выделить?
4. Распределите данные слова категории состояния по группам:
Состояние природы |
Состояние живых существ |
Душевное состояние человека |
Слова, выражающие временные и пространственные отношения |
Слова желаемости или невозможности |
Слова,похожие на существительное |
солнечно |
зябко |
стыдно |
далеко |
можно |
лень |
снежно |
больно |
грустно |
поздно |
надо |
охота |
Лень, рано, глубоко, приятно, щекотно, ветрено, грех, жаль, мокро, жарко, совестно, полно, крышка, горько, скучно, тошно, трудно, просторно, неловко, шумно, смешно.
На какую часть речи были похожи эти слова? Какой одинаковый суффикс у всех слов?
Вывод: Некоторые из них являются только категорией состояния, а некоторые и наречием, и категорией состояния или существительным.
5.Прочитайте стихотворение Ф.Нестерова.
Когда идут дожди - растут травы.
Когда уносятся ветры - оседает пыль.
Когда улетают птицы - остаются гнезда.
Когда уходят люди - живёт память.
Реки вскрываются ночью. Грустно…
Птицы улетают ночью. Тихо…
Зима ложится ночью. Холодно…
Человек уходит из жизни ночью. Пусто…
-Какое настроение возникло у вас при чтении стихотворения?
-Какую смысловую нагрузку несёт союз когда?
-Какова главная мысль произведения?
-На сколько частей можно мысленно разделить текст?
-Выделите ключевые слова в первой части, во второй.
Растут грустно
Оседают тихо
Остаются холодно
Живёт пусто
-В какой части выписанные слова отражают действие? В какой - ощущения?
-Согласны ли вы с тем, что ничто на земле не проходит бесследно?
-Какие следы оставляет природа? (Травы, пыль, гнёзда, память).
-Какой из перечисленных следов самый долговечный?
-Какие ассоциации возникают у автора со словом ночь?
-Соедините две последние фразы второй и первой части, что вы увидите?
Запись на доске и в тетрадях:
Человек уходит из жизни (от этого пусто) но о нём живет память.
-Назовите слова категории состояния, встретившиеся в тексте.
Выполните морфологический разбор одного из данных слов.
6.Работа по карточкам в парах.
1. Найдите предложение, в котором
выделенное слово является категорией состояния. Объясните свой выбор товарищу.
А. 1. С рассветом спокойно и
крепко заснуло дитя, и щечки его заалели. 2. Сегодня в отделении спокойно.
3. Все было спокойно –
толпа не ушла. 4. Мать как-то спокойно сидела,
казалось, не веря еще и теперь, чтоб дочка уехать посмела. (Н.Некрасов)
Б. 1. Но время шло,
и для войны недоставало лета. 2. Время не
ждет, Федор, поторапливайся. 3. Спасибо, детки, жил бы сам, да время знать
и честь. 4. Время вновь
мне в глаза глядит неизбежным углом двух молний, и меня обжигает стыд, как я
мало еще исполнил. 5. Время часы
капитала крало, пробивая прожектора яркость.(В.Маяковский)
Ответы: А – 2, Б – 3.
2. Найдите предложение, в котором
выделенное слово не является категорией состояния. Объясните свой выбор товарищу.
А. 1. Вот сейчас мать здесь. Мне трудно на
нее смотреть. (Н.Амосов) 2.
Как ни трудно, как ни худо –
не сдавай, вперед иди. (А.Твардовский) 3.
Как трудно в
сапогах шагать в июле. (М.Львов) 4.
Я трудно жил.
Мне было жить непросто. (М.Львов)
Б. 1. Ты почти по-мужски трудилась – перед сном не поднять руки. Нелегко тебе
приходилось. (Н.Корнеев) 2.
А замужней станете – обо мне заплачете – их (письма) легко достанете
и легко припрячете. (К.Симонов) 3.
Нашим женщинам нелегко, и
когда еще будет легко.
(Н.Корнеев) 4. Ты прав, поэту легче жить
– в свободном слове есть отрада. (Н.Некрасов)
В. 1. Охота быть
тебе лишь только на посылках. (А.Грибоедов) 2.
Самому пройти с косой Моргунку охота.(А.Твардовский) 3. Охота странствовать
напала на него. (А.Грибоедов) 4. Охота проследить
карьеру подлеца до самого конца. (Д.Бедный)
Г. 1. Но тихо. День еще далек,
и люди спят кругом. (А.Твардовский) 2.
Только скоро стало тихо –
переправа сорвалась. (А.Твардовский) 3.
Где-то близко у калитки тихо звякнуло
кольцо. (А.Твардовский)
Ответы: А – 4, Б – 2, Г – 3.
7.Работа над иллюстрациями. Составление предложений со словами категории состояния.
И. Шишкин « Утро в сосновом бору» Слова : Свежо. Прохладно.
И.Левитана.
8. Работа с высказываниями лингвистов В.В.Виноградова и Л.В.Щербы о выделении слов категории состояния в отдельную часть речи.
Выразительное чтение высказываний учениками.
Лев Владимирович Щерба
Статья «О частях речи в русском языке»
Сейчас формально категорию
состояния можно
определить так: это слова в соединении со связкой, не являющиеся однако ни
полными прилагательными, ни именительным падежом существительного; они
выражаются или неизменяемой формой, или формой существительного с предлогом.
Если не признавать наличия в русском языке категории
состояния,
то такие слова, как пора,
холодно, навеселе и
т.п., все же нельзя считать наречиями, и они просто остаются вне категорий слов.
Есть слова (нельзя, можно, надо, жаль и т.п.), которые чаще всего по формальному
признаку неизменяемости, зачисляют в наречия… Однако при ближайшем рассмотрении
оказывается, что указанные слова не подводятся под категорию наречий, так как не
относятся ни к глаголу, ни к прилагательному, ни к другому наречию.
Виктор Владимирович Виноградов
«Русский язык (Грамматическое учение о слове)»
Под категорию
состояния подводятся
несклоняемо-именные и наречные слова, которые имеют формы времени и
употребляются только в функции сказуемого. Многие из слов, подводимых под
категорию состояния, могут сочетаться и с другими вспомогательными глаголами,
кроме быть (стало
жаль, становится больно; делается досадно и т. д.)
Таким образом, слова из категории состояния по внешнему облику отличаются от
прилагательных и существительных отсутствием форм склонения и наличием форм
времени, от наречий – неспособностью определять глагол и имя прилагательное.
9. Слова категории состояния, звучащие и употребляемые на уроке, нейтральные и употребляются очень часто. А какие современные слова категории состояния появились совсем недавно? (Классно, и др.)
10.Подведём итоги. Д.з. Написать сочинение на лингвистическую тему «Правомерно ли выделять категорию состояния в самостоятельную часть речи?»