Турнир смеклистых
Турнир
смекалистых
(внеклассное мероприятие 7-8
классы)
М.П.Трусова
МОУ Новонадеждинская сош
Тем, кто
учит математику,
Тем, кто
учит математике,
Тем, кто
любит математику,
Тем, кто
ещё не знает,
Что
может любить математику,
Наш турнир математический посвящаем!
Цели:
продемонстрировать разнообразие занимательно – развлекательных задач,
позволяющих тренировать ум, смекалку, геометрическое воображение, направленных
на развитие мыслительных
способностей, наблюдательности и сообразительности, внимания учащихся, интереса
к предмету; воспитывать самостоятельность, ответственность, инициативу, чувство
коллективизма
Ведущий:
Девизом
нашего турнира стали слова немецкого математика Г.В.Лейбница:
«Кто хочет ограничиться
настоящим без знания прошлого, тот никогда его не поймёт».
Правила игры.
В игре
принимают участие 2 команды. Первая команда – «Треугольник»,
вторая- «Квадрат». У каждого из членов команд отличительные
знаки-эмблемы, по которым можно понять, кого представляет данный ученик.
Ведущий:
Сегодня мы проводим турнир, посвящённый
математике-«царице всех наук».
Славим математику
Математика, тебя сегодня славим,
И хотим
спасибо мы сказать,
Ведь о
тех, кто приложил старанья,
Ты
заботишься, как ласковая мать.
Развиваешь ум и память нашу,
Учишь
сравнивать, трудиться, рассуждать,
А
подбросив трудную задачку,
Учишь
нас трудности преодолевать.
Ты нас
пробуждаешь, окрыляешь,
Быть
настойчивыми учишь неустанно.
И
познаний жажду разжигаешь,
Предлагая неразгаданные тайны.
О. Панишева
Ведущий:
Итак,
турнир я открываю,
Вам
успехов пожелаю,
Думать,
мыслить, не зевать,
Быстро
всё в уме считать!
«Представление команды».
Счётный
конкурс начинаю,
Добрый
день, мои друзья!
Две
команды на турнире,
Их
сейчас представлю я.
1.Вот
команда «Треугольник»:
Пусть узнает каждый
школьник,
Будут им, сказать хочу,
Все заданья по плечу!
2.Про
команду №2
Разошлась уже молва.
Называется «Квадрат»,
Им
любой учёный рад.
Слово предоставляется командам.
Итак, конкурс первый.
Каждая
команда во главе с капитаном знакомит с названием своей команды, девизом,
приветствием.
Приветствие команд.
Конкурс: «Мы желаем Вам».
Команда: «Треугольник».
Девиз:
«В
треугольнике друзей лучше считать,
легче решить и победить!»
1.Сегоднишний
турнир мы выиграть хотим.
И просто вам победу не дадим.
Придётся попотеть и постараться
За каждое очко мы будем драться.
2.Мы
смекалку проявим и отвагу,
А
если вдруг не повезёт?
Победа всех
когда-нибудь найдёт!
3.Пусть
сильней кипит борьба.
Сильней соревнованье,
Успех решает не
судьба,
А только наши знания.
4.
Этот турнир сейчас
Науке посвящается,
Что математикой у нас
С любовью называется.
5.Она
поможет воспитать
Такую точность мысли.
Чтоб в нашей жизни всё
познать.
Измерить и исчислить.
Команда: «Квадрат».
Девиз:
«У нашего квадрата
Все
стороны равны,
Наши
ребята дружбой сильны!
!.Чтобы
спорилось нужное дело,
Чтобы в
жизни не знать неудач,
Мы в
поход отправляемся смело
В мир
загадок и сложных задач.
2. Этот
турнир ждали мы,
По нему
истосковались умы
Дружно
будем задачи решать-
Мы хотим
математику знать.
3.Как же
нам не веселиться?
Не
смеяться, не шутить?
Ведь
сегодня на турнире
Мы
решили победить!
4. Наша
команда «Квадрат»-
Приветствует всех собравшихся ребят.
Желаем
всем победить,
А себе
не проиграть!
5. И
соревнуясь вместе с вами.
Мы
остаёмся друзьями.
И так
пусть борьба кипит сильней
И наша
дружба крепнет с ней.
Ведущий:
И жюри
мы пожелаем
Справедливей, строже быть,
Ибо сами
понимаем,
Как
трудно вам всех оценить!
(Жюри
оценивает эмблему, девиз,
приветствие каждой команды. Максимальный балл -3).
Ведущий:
Для
решения большинства задач
недостаточно одних знаний, необходимы находчивость и внимательность.
Разминка.
«Повторение – мать учения».
Каждая
команда отвечает на вопросы. ( За верный ответ – 1балл).
Команда «Треугольник».
1.
Ромб,
у которого все углы прямые
(квадрат).
2.
Сколько корней имеет уравнение
=0?
(1).
3.
Кривая, являющаяся графиком функции у =
.
(гипербола)
4.
Что меньше
или
? (равны).
5.
Отрезок, соединяющий противоположные
вершины четырёхугольника? (диагональ).
6. Мера веса в старой России,
равная 16.04кг (пуд).
7. Цифры, которые
употребляли в Древнем Риме около 2500лет
назад (римские).
8. Нахождение
корней уравнения (решение).
Команда «Квадрат».
1.
Самая большая хорда в круге
(диаметр).
2.
Прямоугольник. у которого все
стороны равны (квадрат)).
3.
Сколько корней имеет уравнение
=
2 ? (2).
4.
График функции у =
(парабола).
5.
Что общего у трапеции и прямоугольника?
6.
Что больше
или
(равны).
7.
Точки, из которых выходят стороны четырёхугольника (вершины).
8.
Отрезок, соединяющий центр окружности
с любой её точкой (радиус).
(После
ответов обеих команд жюри подсчитывает баллы.)
I.Первый тур мы
начинаем,
Победителей узнаем.
Конкурс: «Один за всех, все
за одного».
Разгадывание шарад.
Команды
должны быстро, верно и самое главное дружно дать ответ.
(Конкурс
оценивается в 2 балла.)
1.
Когда меня ты режешь, то не
плачешь,
И всё –
таки слезу смахнёшь с лица,
А сменишь
букву, - выгляжу иначе:
С началом
стану я, но без конца.
(лук –
луч).
2.Арифметический я знак,
В
задачнике меня найдёшь
во
многих строчках.
Лишь «о»
ты вставишь, зная как,
И я –
географическая точка.
(плюс –
полюс).
3.Слово
первое – почётный титул,
Им даже
Монте -Кристо называли.
А второе
часто говорим мы,
Если очень
сильно замерзаем.
(граф –ик).
4.Предлог в моём стоит начале.
В конце
же – пригородный дом.
А целое
мы все решали
И у
доски, и за столом.
(за –
дача).
II.Тур второй:
пусть всякий знает,
Кто же
лучше вычисляет?
Мне
задачки прочитать,
Вам же
думать и считать.
Конкурс «Наш конструктор
числовой –
поработай головой».
Реши:
.
Решение:
2.При
преобразовании выражений, содержащих квадратные корни, полезна формула:
=
,
где
Упростить:
3.Докажи, что
(
+
3
+
0,78
)
= 6.
Игра «Где ошибка?»
Дикобраз в подарок сыну
Сделал новую машину,
К сожалению она
Недостаточна точна.
Результаты перед вами –
Быстро всё исправьте сами.
Ведущий:
Один
начинающий волшебник, герой шуточной песенки, неумело обращался с заклинаниями,
в результате вместо грозы у него получилось коза. А вместо утюга – слон. Чтобы
решать уравнения, нужно совершать ряд
преобразований, и делать это
очень осмотрительно.
«Найди ошибку!»
I.
5х – 20=9х - 36
5(х – 4)=99х – 4);
разделить на (х – 4)
5=9
Ответ: корней нет.
Согласны
ли вы с этим решением? Почему?
2.Выполняя задания на преобразование выражений, содержащих степени, ученик
допустил ошибки:
а)
5*5*5*5=45
г) 23+27=210
б)23*27=410
д) 71=1
в)230/210=23
е) (2х)3=2х3
Какие
определения, свойства, правила не знает ученик?
3.«Верно
ли равенство?»
1218=276*169
Решение.
1218=(22*3)=236*318
276=318
169=(24)9=236
236*318=318*236
Конкурс: «Книга – книгой, а
мозгами двигай».
На доске
прикрепляются геометрические фигуры. Нужно каждой фигуре найти её пару –
карточку с нахождением её площади.
На обратной стороне карточки буква. Составив слово, должны угадать учёного
математика, на могиле которого был
установлен памятник с изображением шара и описанного около него цилиндра.
Спустя почти 200лет, по
этому чертежу
Вызываются по 2 участника из команд. (За
верный ответ – 1балл.)
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
аh |
|
ав |
|
|
|||
А
|
Р |
Х |
И |
М |
Е |
Д |
Жюри
проверяет конкурс, объявляет его результат.
III.
Почтовый ящик.
Третий тур мы начинаем,
Победителей узнаем.
Будут трудные задачи,
Пожелаем всем
удачи!
И вот,
наконец, конкурс капитанов.
Капитаны
каждой команды достают задачи и после размышления дают ответ. (Каждый ответ
оценивается в 1 балл).
Конкурс
«Надо смекнуть».
(Правильный ответ-1балл).
1.В
колесе 10 спиц. Сколько промежутков
между спицами? (10).
2. От
куска материи длиной 200 метров
отрезали каждый раз по 20м. Через сколько дней отрезали последний кусок? (Через
9 дней).
3. Угол
в 1 градус рассматривают в лупу, дающую 4-х кратное
увеличение. Какой величины окажется угол? (В 1 градус).
4. Любой
месяц начинается с 1 и кончается на 30 или 31. Какой месяц имеет число 28?
5.Что
надо сделать, чтобы 4 парня остались в одном сапоге?
(Снять 1 сапог).
6.Профессор ложится спать в 20 часов. Ставит будильник
на 9 часов утра.
Сколько
часов проспит профессор? (1 ).
Домашнее задание.
Галерея замечательных чисел.
«Дождь звёзд и синие поля послушны
числам».
Велимир Хлебников
Ведущий:
Две стихии господствуют в математике - числа и фигуры с их бесконечным
многообразием свойств и взаимосвязей. Самые древние по происхождению
числа – натуральные. «Ручейки» натуральных чисел, сливаясь, порождают безбрежный
океан вещественных и разного рода особых специальных чисел.
(Каждая
команда представляет своё число. Максимальная оценка – 5баллов).
IY.
Вы ребята, все устали.
Много думали, считали,
Отдохнуть уже пора!
Так
четвёртый тур -
«Игра!»
Проведём игру «Узнай слово!» Решив
примеры, вы должны узнать учёного, который ввёл запись степеней.
1.
2.
3.
4.
5.
=243
6.
=512.
Конкурс для болельщиков
А КВН
закончим стихотворением «Геометрия трав».
Подмечайте математику вокруг себя – в быту и природе. Для наблюдательного
человека даже простые срезы растений – красивые геометрические фигуры.
Математик несбывшийся, странник.
Оглядись, удивляясь стократ:
В травах
– срез волчеца – пятигранник,
А
сеченье душицы – квадрат.
Всё на
свете покажется внове
Под
гольцом, чья вершина в снегу:
Водосбор
– треуголен в основе
На
цветущем альпийском лугу!
Где же
круг?
Возле
иглистой розы,
Там, где
луг поднебесный скалист,
Вижу – с
ветром играет берёзы
Треугольноромбический лист…
Найти
слова математического происхождения, которые встречаются в стихотворении.
Вот закончилась игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И в турнире отличился?
Подведение итогов. Объявление победителей. Вручение призов.
Спасибо
всем за участие!
Ведущий:
Школьные дни –
Быстры
они,
К финишу мчатся как птицы.
Помни всегда, помни везде!
Что без труда
В учёбе побед не добиться.
Литература:
Гаврилова т.Д. Занимательная математика.5 – 11кл. Волгоград: Учитель, 2004.
Гончарова Л.В. Предметная неделя в школе. Волгоград: Учитель,2003.
Иченская
М.А. Отдыхаем с математикой.5 – 11кл. Волгоград: Учитель, 2008.
Кордемский В.Г. Удивительный мир чисел. Книга для учителя .Москва: Просвещение,
1986.
Лепёхина
Т.А. Математическое ассорти. Волгоград: Учитель, 2009.
Нагибин
Ф.Ф. Математическая шкатулка.Москва:1988.
Панищева
О.В.. Математика в стихах Волгоград: Учитель, 2008.