Большую роль в современном уроке играет компьютер, который позволяет
учителю, достичь более высокого уровня наглядности, расширяет возможности
активизации деятельности учащихся. Я считаю, что в нынешнее время, время
вхождения в нашу жизнь информационных и коммуникационных технологий, просто
необходимо использование новых технологий в обучении, ориентированных на
развитие творческих способностей учащихся.
Сегодня в нашей школе созданы все условия для
того, чтобы ученики овладели компьютером на уровне уверенного пользователя. 4
года назад в нашей школе было всего 4 компьютера, причем только 2 из них
соответствовали современному на то время программному обеспечению. На один
компьютер приходилось 28 учеников, очень мало было персональных компьютеров.
Нужна была материальная база для обеспечения учебного процесса современной
компьютерной техникой. И вот за эти 4 года в нашей школе были приобретены 12
современных компьютеров, которые подключены к Интернету и соединены в школьную
локальную сеть. В школе имеются 2 компьютерных класса,
3 мультимедийных проектора, интерактивная доска, сканер, принтер,
ксерокс. Как же это отразилось на интересе учащихся к овладению современной
компьютерной техникой. В 2006 году я проводил опрос среди ребят, которые имели
некоторые навыки работы с компьютерами, 95% учеников видели в них только лишь
средства развлечения – это компьютерные игры, прослушивание музыки, просмотр
видео.
В
настоящее время большинство наших ребят умеют работать с различными прикладными
программами. На уроках информатики и ИКТ мы учимся работать с программами
офисного пакета:
Word,
Excel,
Power
Point,
Publisher,
Picture
Manager. Помощью
программы
Word ребята готовят доклады,
рефераты. В
Excel
учатся составлять графики, различные таблицы.
Например, им нравится недельный
график собственной успеваемости. С помощью
Power
Point
готовят презентации для школьных
мероприятий: это и родительские собрания, тематические вечера, классные часы. В
прошлом году на базе нашей школы проходил районный краеведческий семинар
руководителей школьных музеев, и презентация, представленная на этом семинаре,
была создана и проведена самими учениками. Готовили, также, материалы для
интегрированных уроков информатика и ИКТ – география. С помощью программы
Publisher делают открытки к праздникам,
приглашения, особенно им понравились собственные визитки, изготовленные своими
руками. Любят работать с программами обработки графических файлов –
Picture
Manager
и
Corel
Shop
Pro. С увлечением обрабатывают
фотографии, готовят изображения для загрузки на сайт школы. В нашей школе
создана команда учеников старших классов, которые после освоения программы
Share
Point
Designer, для создания сайтов,
взяли на себя основную работу над сайтом нашей школы. Они собирают интересный
материал о прошлом, настоящем нашей школы, спортивных и других достижениях и,
после этого, выкладывают самое интересное на школьный сайт. Кстати, этим
заинтересовались и ученики начальных классов. Они очень гордись, когда их
сочинение и лучшие рисунки были помещены на страницу «Наше творчество».
Малыши с удовольствием работают с набором
обучающих программ, решают тесты по русскому языку, математике, окружающему
миру, которые готовят им старшеклассники. А мальчики 4 класса готовят проект
«Природные зоны России».
В связи с увеличением интереса к работе с
компьютерами, возникла необходимость даже выйти за пределы школьной программы по
информатике. В этом году в 10-11 классах ведется элективный курс «Информатика в
преподавании физической культуры и ОБЖ». Мы учимся работать с цифровой фото-и
видеоаппаратурой, обрабатывать видеофайлы. Ребята составляют презентации к
урокам ОБЖ.
И, конечно же, большую роль в обучении наших
ребят играет Интернет. В основном, это поиск информации при подготовке к урокам,
внеклассным мероприятиям. В прошлом году при помощи Интернета две команды нашей
школы участвовали в конкурсах
«Эрудиты 2009» и «Призывники
России», где мы вышли в финал и неплохо выступили в Москве.
Конечно же, есть и проблемы. Я называю это
«проблемой среднего звена». Информатику и ИКТ начинаем изучать в 3 классе, а вот
в 5-7 классах информатики нет. Получается пробел. Хотелось бы найти выход, чтобы
изучение такого важного в современном обществе предмета было непрерывным.
Творческий потенциал наших
учеников огромен. "Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже
никто и ничто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или
поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда - то", - эти слова
Антуана де Сент - Экзюпери обращены к каждому учителю. На мой взгляд, все, что
нужно для того, чтобы дети могли проявить свои дарования - это умелое
руководство со стороны нас, учителей. Задача учителя - открыть талант в детях и
вместе с ними идти по пути познания, творчества, успеха.