dokl3

Эффективность использования проектно – исследовательского метода в обучении,  воспитании и формировании ключевых компетенций.

                                        Учитель истории МОУ Новонадеждинская СОШ

                                               Борзунова В.Н.

   Современный выпускник должен обладать такими умениями, которые позволят ему определить свои цели, принимать решения и проявлять свои лучшие качества, находить контакт с другими людьми, осваивать новые профессии и знания, ориентироваться в быстро меняющемся мире. Именно эти качества и характеризуют ключевые компетенции.

   Под ключевыми компетенциями применительно к школьному образованию понимается готовность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем. Ключевых компетенций можно выделить достаточно много, но все они складываются из четырех основных:

-информационная – готовность к работе с информацией;

- коммуникативная – готовность к общению с другими людьми;

- кооперативная – готовность к сотрудничеству с другими людьми;

- проблемная – готовность к решению проблем.

  Существуют различные средства формирования ключевых компетенций: исследовательская, проектная и интерактивная деятельность.

 Проектная деятельность в нашей школе применяется на уроках и в процессе социально значимой внеурочной деятельности. Проектный метод предполагает поэтапную работу над выбранной проблемой. На каждом из этих этапов происходит формирование компетенций.

Основные этапы работы над проектом

Формируемые ключевые компетенции

I этап. Подготовка обучающихся к работе над проектом

 

Коммуникативная

 

 

II этап. Выбор проблемы

 

Коммуникативная, кооперативная.

III этап. Сбор информации

 

Информационная.

IY этап. Разработка собственного варианта решения проблемы

 

Коммуникативная, кооперативная

Y этап. Реализация плана действий команды учащихся

 

Проблемная, кооперативная, информационная

YI этап. Подготовка к защите проекта

 

Кооперативная, коммуникативная, информационная.

YII этап. Презентация проекта

 

Коммуникативная, информационная.

YII этап. Рефлексия

 

Коммуникативная.

   Особенность проектной деятельности такова, что за небольшой отрезок времени становится очевидным результат. В ходе работы над проектом реализовываются основные ключевые компетенции, сформированные на данный момент.

 «Просто знать мало, знание нужно уметь использовать».       Гёте.

   Знания, полученные на  уроках истории, обществознания, информатики, географии, дети  успешно применяют   в проектно- исследовательской деятельности.  Старшеклассники нашей школы совместно с педагогами разработали социальный проект «Возьмемся за руки, друзья!», который дал возможность реально решить проблемы  школьной столовой и  отсутствия детского сада  в поселке, потому что многих учащихся волнует благополучие младших братишек и сестренок. Проектная деятельность заинтересовала  детей  потому, что они могли действовать самостоятельно. Были сформированы группы  юристы- аналитики, журналисты, социологи и экономисты, которые наметили объем работы и пути решения  этой проблемы.

 

Социологи:

- подготовили информацию об истории детского сада в п. Новонадеждинский;

- собрали информацию о деятельности общественности по вопросу открытия детского сада;

- провели социологический опрос жителей поселка;

- составили списки детей дошкольного возраста;

- встретились с работниками медпункта и составили списки рождаемости детей за 2002-2008 г.г.

Юристы- аналитики:

- разработали программу действий;

- обратились к директору школы Костиной Н.А. с просьбой провести реконструкцию школьной мастерской под детский сад;

- познакомились с документами: Конституцией РФ; «Федеральным законом об основных гарантиях прав ребенка в РФ»; «Конвенцией ООН о правах ребенка»; «Закон РФ об образовании»;

- встретились с генеральным директором ОАО «Новонадеждинское» Париновым Н.В;

- проконсультировались с юристом ОАО«Новонадеждинское» Кучерковой О.Г. по вопросу реальности финансирования.

Журналисты:

- интервью с генеральным директором ОАО «Новонадеждинское» Париновым Н.В.;

- записали воспоминания бывших воспитателей детского сада Филатовой Л.И. и Овчинниковой Л.И.  и выпускника детского сада 1997 года Пшеничкина Антона;

- провели конкурс рисунков «Делаем детскую площадку»;

- проконсультировались с заместителем директора по УВР Некрытовой С.В.

Финансисты:

- составили бизнес-план с директором школы Костиной Н.А. и  экономистом ОАО «Новонадеждинское» Мордасовой С.Г.

- наметили объем работ;

-  обратились к генеральному директору ОАО «Новонадеждинское» Паринову Н.В. и главе Васильевского сельского поселения об оказании финансовой помощи;

- самостоятельно решили  заработать средства на сборе яблок и передать их на реконструкцию детского сада.

Наш проект «Возьмемся за руки, друзья!»  принял участие в областном конкурсе социальных проектов «Мой край – мое дело»,  где занял первое место в номинации «Родному городу – наша помощь».  Благодаря совместным усилиям учащихся, педагогов, родителей, жителей поселка, администрации Аннинского муниципального района, руководителей ОАО «Новонадеждинское» в феврале  2009 года детский сад принял первых детей.

   В 2009 году учащиеся нашей школы стали участниками областного конкурса социальных проектов «Гражданин Воронежского края – гражданин России» с разработкой «Музей –  центр духовно-нравственного и патриотического воспитания», результатом которого стало создание музейного комплекса в школе.  В сентябре 2009 года Букатова Марина, Букатова Ирина, Хруслова Инна  были приглашены на практический семинар по социальному проектированию «Школа гражданского и патриотического воспитания»,  где они получили возможность поделиться опытом, получить новые знания и умения, проявить свои возможности на областном уровне.

   Все мы знаем, что цель любой деятельности это конкретный результат. Результат  пректно – исследовательской деятельности ребят нашей школы: благоустроенный детский сад, школьный музей, родословные семьи, исследовательские работы о истории родного края, жителям п. Новонадеждинский, архитектурным памятникам, предметные проекты.

Так же реализованы возможности для участия детей в активных формах общественной жизни:

- социологические исследования, которые проводили дети  позволили учащимся преодолеть страх перед общением с незнакомыми людьми, расширить знания о жителях своего поселка, применить на практике навыки культурного общения;

- встречи ребят с руководителями  хозяйства ОАО «Новонадеждинское», директором школы, главой местной администрации дали возможность конкретизировать знания органах местного самоуправления, функциях этих учреждений. Ребята на практике увидели реальную поддержку социума со стороны  местных властей. А в октябре 2008 года ученик 11 класса Диденко Евгений  на региональной олимпиаде показал знание Конституции РФ, устройству и функционированию органов местного самоуправления в Аннинском муниципальном районе и занял второе место в личном первенстве;

- проектно – исследовательская деятельность охватила большую часть ребят нашей школы. Если в разработке проектов участвовали инициативные группы детей из 10-12 человек, то в его реализации вся школа, родители, педагоги.  Все это позволяет говорить о занятости детей общественно – полезной деятельностью, итогом которой является социальная адаптация школьников и профилактика среди подростков инфантилизма, иждивенчества и девиантного поведения;

- конкретные действия  дают возможность каждому ребенку проявить свои способности. Лупу Мария, Кузнецова Алена, Костина Ксения, Субботин Александр, Королев Никита попробовали технику рисунка масляными красками по сухой штукатурке при оформлении игровой комнаты, столовой, а так же эстетическое оформление музейных экспозиций.

 Проектный метод в процессе обучения  развивает:

- учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей, поиск и решение проблемы);

- решает информационные задачи (идет обращение к различным видам информации, например к таким как газетные статьи, формируются накопительные папки );

- организует общение всех участников образовательного пространства;

- создает комфортные условия обучения;

- активизирует мыслительную деятельность школьников;

- снимает нервную нагрузку.

Из проведенного среди школьников анкетирования :

85% - утверждают, что на уроках с применением проектной деятельности им работать значительно интересней.

64 % - утверждают, что повышается эффективность усвоения материала.

78 % - утверждают, что нашли новых друзей.

     Сделав ставку на гражданско – патриотическое воспитание и потратив немало времени на создание экспозиций, посвященных событиям Великой Отечественной, афганской, чеченской войны, мы не просчитались в своих ожиданиях. Наряду со знанием законов, правовым просвещением, все - таки основополагающий гражданский базис знания -  добрые дела наших воспитанников, нравственные чувства. В этом случае можно говорить о формировании гражданской компетенции.

 

 

Hosted by uCoz