Применение современных технологий в условиях малочисленной сельской
школы (начальное общее образование).
Учитель начальных классов: Костина Т.А.
Наша система образования носит социальный, дидактический и психологический характер. В социальном отношении система должна быть вариативной и носить развивающий характер. В дидактическом – обучение должно иметь гуманистическую, личностно-ориентированную направленность. В психологическом отношении обучение должно обеспечить и у учителя, и у учеников способность быть субъектом своего развития.
Изучив программу Л.В.Занкова, я выбрала и использую в работе то, что подходит моим ученикам.
Основной целью своей работы считаю создание условий для умственного развития детей, в ходе которого охраняется психическое и физическое здоровье каждого ученика.
Я работаю в классе по традиционной системе, но давно пересмотрела свое отношение к традиционному обучению в пользу развивающего.
Дети приходят в школу с разными способностями. Учитывая это, я разделила класс на две группы: для 1-й группы были разработаны комплексы упражнений для коррекции; 2-я группа получала индивидуальные задания для развития задатков и способностей.
Дифференцированное распределение учащихся на начальной стадии обучения имеет на мой взгляд, следующие преимущества: школьники изучают материал в посильном для них темпе; при усвоении учебной программы создаются равные стартовые возможности для всех учащихся; не замедляется искусственно темп развития сильных учеников; обучающее и воспитывающее влияние учителя адекватно концентрируется на группах учащихся с одинаковыми возможностями. Процесс обучения при таком подходе становится более личностно- и индивидуально ориентированным. Среда оказывается более благоприятной для интенсивного развития способностей учащихся; у слабых учеников появляется больше возможностей для самореализации и самоутверждения в коллективе и учебной деятельности.
Для младших школьников одной из самых актуальных
деятельностей остается игра. Чтобы дети могли найти ответ на любой интересующий
их вопрос, использую сюжетно-ролевые и дидактические игры, игры – диалоги, игры
– путешествия.
С целью интеллектуального развития младших школьников использую игры на комбинирование: танграм, игры со спичками, логические задачи, головоломки и др. - предусматривают умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей предметов.
Игры на планирование: лабиринты, магические квадраты, головоломки - направлены на формирование умения планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели. Способность планирования проявляется в том, что ученики могут определить, какие действия выполняются раньше, а какие позже.
Игры на формирование умения анализировать: найди пару, найди лишнее, загадки, продолжи ряд, занимательные таблицы - предусматривают умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов, умение описывать предмет по принципу «из чего состоит, что делает».
Любую работу с детьми я организую так, чтобы она вызывала положительные чувства. Если у ребенка что-то не получается, то я всегда вселяю надежды на будущее, никогда не перебиваю учеников, даю возможность всем высказаться. Каждое мнение имеет право быть услышанным. Я верю в силы своих детей, в их таланты.
Обучить ребенка – значит постоянно использовать приемы, затрагивающие его личность, его опыт. Центральное место в учебной деятельности моих учеников занимают такие приемы, как анализ, синтез, доказательство, сопоставление, выявление причинно-следственных связей.
Дидактический процесс я строю, опираясь на следующие положения:
1) ученики являются добытчиками знаний;
2) процесс учения становится поисковым;
3) важнейшим звеном процесса обучения становится альтернатива, а не образец учителя;
4) опора идет на два основных принципа обучения: доступность как меру трудности и наглядность как дидактическую поддержку.
Весь учебный процесс я ориентирую на развитие воображения и мышления. На первое место ставлю мышление ученика, а не память, поэтому учащимся разрешено пользоваться различными памятками другими источниками информации. Главное, чтобы ребенок знал, где найти нужный материал.
Достаточная степень развития мышления – важное условие грамотной организации поисковой, исследовательской деятельности. В ходе анализа проблемных ситуаций каждый школьник понимает, что для ответа на вопрос его знаний недостаточно, поэтому обучение приобретает личностный смысл. Учитель вместе с детьми участвует в процессе, дает необходимую информацию, оставляя пространство для размышления детей.
Перечислю принципы, которые, по моему мнению, лежат в основе поисков: равенство всех участников; не принудительное привлечение к деятельности; возможность ошибки, за которую ругать не будут; речевое развитие. Ребенок получает не готовое значение, а сам «открывает» его в процессе решения проблемы. На таких поисковых занятиях возникают партнерские отношения учителя с детьми, диалог становится ведущим средством общения. И знания, конечно, усваиваются прочнее и впоследствии становятся инструментом саморазвития.
Достаточно высокого уровня знаний добиться невозможно без формирования теоретического мышления, поэтому на уроках даю задания, направленные на развитие разных видов мышления: обстрактно-теоретического, наглядно-образного, наглядно-действенного. Мышление ребенка должно достигнуть того уровня, который нужен для понимания нового материала. Поэтому перед уроком, на котором детям предстоит решить проблему, я заранее, как бы ненавязчиво подвожу их к ней, допускаю размышления вслух, даю задание на сообразительность, которое, как правило, надо выполнить дома, так как для ответа необходимо испытывать дополнительные источники.
Моя главная задача – помочь каждому ученику осознать свою значимость, не потеряться, а утвердиться в окружающем его мире. Для этого ему нужны знания, из которых впоследствии появляется уверенность в себе мотивация к дальнейшему обучению.
Применяя современные технологии мои дети успешно закончили начальную школу. С достаточным багажом знаний и готовых к дальнейшему обучению и развитию.
Наши достижения за четыре года:
1. Благодарности за участие в районных конкурсах «Моя семья», «Твоя родословная», «Знатоки родного края».
2. Грамоты за участие в областном фестивале детской книги «Вместе с книгой мы растем», 1-е место в районном и участие в областном фестивале риторики.
3. Дипломы за успешное участие в районной встрече юных краеведов «Знатоки родного края».
4. В 2009 году в районной олимпиаде мои ученики заняли 1-е место по окружающему миру, 2-е место по математике.