Урок1

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новонадеждинская средняя общеобразовательная школа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Урок русского языка в 5 классе на тему:

«Морфологический разбор имени существительного»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                          Подготовила и провела

учитель русского языка и литературы Филатова Л.И.

2012 г

 

 

Тема: «Морфологический разбор имени существительного».

Цели: познакомить школьников с порядком и оформлением морфологического разбора имени существительного; формировать умение правильно выделять грамматические признаки имени существительного при разборе; развивать связную монологическую речь.

Оборудование: компьютер, диск, презентация «Морфологический разбор имени существительного», лоток коробейника, товары в нем (конфета, яблоко, ручка, носовой платок, тарелка, шарик, тетрадь), таблица «Морфологический разбор имени существительного», на доске написан отрывок из стихотворения А.Дементьева.

                                                                       Ход урока.

I.                   Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Садитесь. пожалуйста. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, но мы будем работать традиционно и не отвлекаться. Нам на уроке будут нужны учебники, тетради рабочие и тетради – справочники, ручки двух цветов – основного и для выделения, простые карандаши и,  конечно же,  дневники. Все должно аккуратно лежать на столе и не мешать сидеть правильно: локти на столе, спина прямая, обе ноги стоят на полу, а спиной прислонитесь к спинке стула. Напоминаю: петь хорошо вместе, а отвечать – по-одному. Если готов ответ – молча поднимаем руку.

II.                Повторение изученного. Проверка домашнего задания. Словарная работа.

1.Устная проверка домашнего упражнения.

2.Какую часть речи мы с вами начали изучать на прошлых уроках?

3.Что такое имя существительное?

4.Какие бывают имена существительные?

5.Прочитайте текст на доске.

Нет без поля России,

Где высокая рожь,

Где зайдешь и не выйдешь,

Голосов не найдешь.

Нет без песен красивых,

Что поют соловьи.

А еще нет России

Без сыновней любви.  (А. Дементьев)

Как вы понимаете значение слов: сыновняя любовь? (Это любовь к своей стране сынов страны. Т.е. людей, проживающих в России, россиян, русских людей. Почему именно сынов? Говорится о мужчинах, защитниках своей Родины –Матери. А о женщинах говорят как о верных дочерях страны. Ведь Родина – родная страна  - у нас одна, ее нужно любить как мать. Так исстари, с давних пор ведется, что русские люди свою страну называют матерью: матушка – Россия, Родина – Мать. Тех, кто любит свою Родину, заботится о ней,  защищает и оберегает,  трудится  для ее богатства и процветания, или даже отдает жизнь на войне, защищая страну от врагов, люди называют патриотами своей Родины, патриотами своей страны.

 

А)Найдите имена существительные.

Б)Назовите одушевленные имена существительные.

В)Перечислите неодушевленные имена существительные.

Г)Кто может назвать собственное имя существительное?

 Д)Приведите примеры  нарицательных имен существительных.

Е)В форме какого падежа чаще всего стоят имена существительные в этом стихотворении?

Ж)Назовите имена существительные женского рода (Россия, рожь, любовь).

З)Какого рода существительное Поле? Голос? Соловьи?( Во мн. Ч. мы род не определяем)

И)Имена существительные  I склонения – это … (Россия, песня), II склонения - …(поле, голос, соловей), III склонения - …(рожь, любовь).

Мы с вами вспомнили и назвали грамматические признаки имени существительного как части речи и  очень близко подошли к новой теме.

III.Изучение новой темы.

Что такое морфология? Это раздел науки о языке, изучающий части речи. Но мы знаем, что каждая часть речи не похожа на другие, имеет свои определенные грамматические  признаки. Сегодня наша задача состоит в том, чтобы определить признаки имени существительного как части речи и в определенной последовательности, в определенном порядке их называть. Открывайте тетради-справочники и ручкой другого цвета пишем заголовок: «Морфологический разбор имени существительного». Смотрим слайды и записываем порядок разбора.

            После просмотра слайдов  записать в рабочую тетрадь письменный разбор слов: Воронеж, город.

IV.Физкультминутка.

Мы топаем ногами – топ, топ, топ.

Мы хлопаем руками – хлоп, хлоп, хлоп.

Качаем головой – наклоны головы вправо, влево.

Мы руки поднимаем – 1, 2, 3.

Мы руки опускаем – 1, 2, 3.

Мы руки разведем – 1, 2, 3.

И побежим кругом -  покружиться на месте.

            Руки подняли и покачали – это деревья в лесу,

Спинку нагнули, кисти встряхнули – ветер сбивает листву.

В стороны руки. Плавно помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут – тоже покажем: крылья сложили назад. (дети садятся на свои места).

V.Закрепление изученного. Игра «Ярмарка».

А сейчас у нас – ярмарка! Граждане и гражданочки! Мимо не проходите, глаз не отводите! Подходи, налетай, товары раскупай! Только расплачиваются на нашей ярмарке необычным способом: надо сделать полный морфологический разбор существительного, которое называет вашу покупку. На доске написано предложение: Я хочу купить… Нужно подставить слово, обозначающее предмет, т.е. вашу покупку. Например: Я хочу купить шарик. А потом назвать имя существительное и сделать его морфологичекий разбор. Если вы  укажете всё правильно, то товар (т.е. предмет) будет ваш – вы его купили; если с ошибками -  будет возможность их исправить; а если будет много ошибок или не сможете назвать в определенном порядке все признаки, то кто-то другой сможет купить  понравившийся вам предмет. Что  вам нужно сделать. Чтобы купить то, что вам понравилось? Нужно правильно указать все признаки, в определенном порядке. План морфологического разбора имени существительного перед вами. У доски будет готовиться к покупке Яна, а все остальные ребята на местах в своих тетрадях делают письменный разбор существительного, обозначающего предмет вашей покупки. Что  хочет купить Коля? Наташа? Вика? Сережа? Яна? Обратите внимание на падеж имени существительного  и его роль в предложении.

(Если разбор сделан правильно, учащиеся забирают «купленные» предметы. Возможна покупка нескольких предметов, если позволит время)

VI.Итог урока.

В записанном на доске предложении найти имя существительное и устно сделать его морфологический разбор.

Сегодня на уроке мы играли.

VII.Д/З. параграф 93, упр.№498.

 

Hosted by uCoz