turnirs

Турнир смеклистых

Турнир  смекалистых

(внеклассное мероприятие 7-8 классы)

М.П.Трусова

МОУ Новонадеждинская сош

Тем, кто учит математику,

Тем, кто учит математике,

Тем, кто любит математику,

Тем, кто ещё не знает,

Что может любить математику,

 Наш турнир математический посвящаем!

Цели:

продемонстрировать разнообразие занимательно – развлекательных задач, позволяющих тренировать ум, смекалку, геометрическое воображение, направленных на развитие  мыслительных способностей, наблюдательности и сообразительности, внимания учащихся, интереса к предмету; воспитывать самостоятельность, ответственность, инициативу, чувство коллективизма

Ведущий:

Девизом нашего турнира стали слова немецкого математика Г.В.Лейбница:

«Кто хочет ограничиться настоящим без знания прошлого, тот никогда его не поймёт».

Правила игры.

В игре принимают участие 2 команды. Первая команда – «Треугольник»,  вторая- «Квадрат». У каждого из членов команд отличительные знаки-эмблемы, по которым можно понять, кого представляет данный ученик.

Ведущий:   Сегодня мы проводим турнир, посвящённый математике-«царице всех наук».

Славим математику

Математика, тебя сегодня славим,

И хотим спасибо мы сказать,

Ведь о тех, кто приложил старанья,

Ты заботишься, как ласковая мать.

Развиваешь ум и память нашу,

Учишь сравнивать, трудиться, рассуждать,

А подбросив трудную задачку,

Учишь нас трудности преодолевать.

Ты нас пробуждаешь, окрыляешь,

Быть настойчивыми учишь неустанно.

И познаний жажду разжигаешь,

Предлагая неразгаданные тайны.

                               О. Панишева

Ведущий:

Итак, турнир я открываю,

Вам успехов пожелаю,

Думать, мыслить, не зевать,

Быстро всё в уме считать!

«Представление команды».

Счётный конкурс начинаю,

Добрый день, мои друзья!

Две команды на турнире,

Их сейчас представлю я.

1.Вот команда  «Треугольник»:

   Пусть узнает каждый школьник,

   Будут им, сказать хочу,

   Все заданья по плечу!

2.Про команду №2

    Разошлась уже молва.

    Называется «Квадрат»,

    Им  любой учёный рад.    

  Слово предоставляется командам. Итак, конкурс первый.

Каждая команда во главе с капитаном знакомит с названием своей команды, девизом, приветствием.

Приветствие команд.

Конкурс: «Мы желаем Вам».

Команда: «Треугольник».

Девиз:   «В треугольнике друзей лучше считать,

                 легче решить и победить!»

     1.Сегоднишний турнир мы выиграть хотим.

        И просто вам победу не дадим.

        Придётся попотеть и постараться

        За каждое очко мы будем драться.

2.Мы смекалку проявим и отвагу,

    А  если вдруг не повезёт?

    Победа всех когда-нибудь найдёт!

3.Пусть сильней кипит борьба.

    Сильней соревнованье,

    Успех решает не судьба,

    А только наши знания.

4. Этот турнир сейчас

    Науке посвящается,

    Что математикой у нас

    С любовью называется.

5.Она поможет воспитать

    Такую точность мысли.

    Чтоб в нашей жизни всё познать.

    Измерить и исчислить.

Команда: «Квадрат».

Девиз: «У нашего квадрата

Все стороны равны,

Наши ребята дружбой сильны!

!.Чтобы спорилось нужное дело,

Чтобы в жизни не знать неудач,

Мы в поход отправляемся смело

В мир загадок и сложных задач.

2. Этот турнир ждали мы,

По нему истосковались умы

Дружно будем задачи решать-

Мы хотим математику знать.

3.Как же нам не веселиться?

Не смеяться, не шутить?

Ведь сегодня на турнире

Мы решили победить!

4. Наша команда «Квадрат»-

Приветствует всех собравшихся ребят.

Желаем всем победить,

А себе не проиграть!

5. И соревнуясь вместе с вами.

Мы остаёмся друзьями.

И так пусть борьба кипит сильней

И наша дружба крепнет с ней.

Ведущий:

И жюри мы пожелаем

Справедливей, строже быть,

Ибо сами понимаем,

Как трудно вам всех оценить!

(Жюри оценивает эмблему,  девиз, приветствие каждой команды. Максимальный балл -3).

Ведущий:

Для решения большинства задач  недостаточно одних знаний, необходимы находчивость и внимательность.

Разминка.

«Повторение – мать учения».

Каждая команда отвечает на вопросы. ( За верный ответ – 1балл).

    Команда «Треугольник».

1.      Ромб,   у которого все углы  прямые (квадрат).

2.       Сколько корней имеет уравнение =0? (1).

3.      Кривая, являющаяся графиком функции у = . (гипербола)

4.      Что меньше  или   ? (равны).

5.       Отрезок, соединяющий противоположные вершины четырёхугольника? (диагональ).

6.   Мера веса в старой России, равная 16.04кг (пуд).

7.   Цифры, которые  употребляли в Древнем Риме около 2500лет    назад (римские).

8.   Нахождение  корней уравнения (решение).

Команда «Квадрат».

1.      Самая большая хорда в круге (диаметр).

2.      Прямоугольник. у которого все стороны равны (квадрат)).

3.      Сколько корней имеет уравнение   = 2 ? (2).

4.      График функции у =  (парабола).

5.      Что общего у трапеции и прямоугольника?

6.      Что больше  или  (равны).

7.      Точки, из которых выходят стороны четырёхугольника (вершины).

8.      Отрезок, соединяющий центр окружности  с любой  её точкой (радиус).

(После ответов обеих команд жюри подсчитывает баллы.)

 

 

I.Первый тур мы начинаем,

Победителей узнаем.

Конкурс: «Один за всех, все за одного».

Разгадывание шарад.

Команды должны быстро, верно и самое главное дружно дать ответ.

(Конкурс оценивается в 2 балла.)

1.      Когда меня ты режешь, то не плачешь,

И всё – таки слезу смахнёшь с лица,

А сменишь букву, - выгляжу иначе:

С началом стану я, но без конца.

(лук – луч).

2.Арифметический я знак,

В задачнике меня найдёшь

во многих строчках.

Лишь «о» ты вставишь, зная как,

И я – географическая точка.

(плюс – полюс).

3.Слово первое – почётный титул,

Им даже Монте -Кристо называли.

      А второе часто говорим мы,

      Если очень сильно замерзаем.

            (граф –ик).

4.Предлог в моём стоит начале.

В конце же – пригородный дом.

А целое мы все решали

И у доски, и за столом.

(за – дача).

 

II.Тур второй: пусть всякий знает,

Кто же лучше  вычисляет?

Мне задачки прочитать,

Вам же думать и считать.

Конкурс «Наш конструктор числовой –

 поработай головой».

Реши: .

Решение:

                                     

2.При  преобразовании выражений, содержащих квадратные корни, полезна формула:

=     ,

где 

Упростить: 

3.Докажи, что

(  + 3  + 0,78 ) = 6.

Игра «Где ошибка?»

Дикобраз в подарок сыну

Сделал новую машину,

К сожалению она

Недостаточна точна.

Результаты перед вами –

Быстро всё исправьте сами.

Ведущий:

Один начинающий волшебник, герой шуточной песенки, неумело обращался с заклинаниями, в результате вместо грозы у него получилось коза. А вместо утюга – слон. Чтобы решать уравнения, нужно совершать ряд  преобразований, и делать  это очень осмотрительно.

«Найди ошибку!»

                     I. 5х – 20=9х - 36

                        5(х – 4)=99х – 4);    разделить на (х – 4)

                        5=9

                      Ответ: корней нет.

Согласны ли вы с этим решением? Почему?

                                                                                          

2.Выполняя задания на преобразование выражений, содержащих степени, ученик допустил ошибки:

а) 5*5*5*5=45            г) 23+27=210

б)23*27=410                          д) 71=1

в)230/210=23                        е) (2х)3=2х3

Какие определения, свойства, правила не знает ученик?

3.«Верно ли равенство?»

1218=276*169

Решение.

1218=(22*3)=236*318

276=318

169=(24)9=236

236*318=318*236                    

Конкурс: «Книга – книгой, а мозгами двигай».

На доске прикрепляются геометрические фигуры. Нужно каждой фигуре найти её пару – карточку  с нахождением её площади. На обратной стороне карточки буква. Составив слово, должны угадать учёного математика, на могиле  которого был установлен памятник с изображением шара и описанного около него цилиндра.  Спустя  почти 200лет, по этому чертежу

Вызываются по 2 участника из команд. (За  верный ответ – 1балл.)

 

 


 

аh

аh

аh

ав

(а+в)h

А

 

Р

Х

И

М

Е

Д

Жюри проверяет конкурс, объявляет его результат.

III. Почтовый ящик.

       Третий тур мы начинаем,

 Победителей узнаем.

   Будут трудные задачи,

     Пожелаем всем удачи!

И вот, наконец, конкурс капитанов.

Капитаны каждой команды достают задачи и после размышления дают ответ. (Каждый ответ оценивается  в 1 балл).

 Конкурс  «Надо смекнуть».

(Правильный ответ-1балл).

1.В колесе 10 спиц.  Сколько промежутков между спицами? (10).

2. От куска материи длиной 200 метров  отрезали каждый раз по 20м. Через сколько дней отрезали последний кусок? (Через 9 дней).

3. Угол в 1 градус рассматривают в лупу, дающую 4-х кратное  увеличение. Какой величины окажется угол? (В 1 градус).

4. Любой месяц начинается с 1 и кончается на 30 или 31. Какой месяц имеет число 28?

5.Что надо сделать, чтобы 4 парня остались в одном сапоге?  (Снять 1 сапог).

6.Профессор ложится спать в 20 часов. Ставит будильник  на 9 часов утра.

Сколько часов проспит профессор? (1 ).

Домашнее задание.

Галерея замечательных чисел.

 «Дождь звёзд и синие поля послушны числам».

                                                                                                            Велимир Хлебников

Ведущий:     Две стихии господствуют в математике - числа и фигуры с их бесконечным  многообразием свойств и взаимосвязей. Самые древние по происхождению числа – натуральные. «Ручейки» натуральных чисел, сливаясь, порождают безбрежный океан вещественных и разного рода особых специальных чисел.

(Каждая команда представляет своё число. Максимальная оценка – 5баллов).

IY.  Вы ребята, все устали.

       Много думали, считали,

       Отдохнуть уже пора!

       Так  четвёртый тур -   «Игра!»

 Проведём игру «Узнай слово!» Решив примеры, вы должны узнать учёного, который ввёл запись степеней.

1.     

 

2.       

3.     

4.         

5.      =243

6.      =512.

 

Конкурс для болельщиков

А КВН закончим стихотворением «Геометрия трав».

Подмечайте математику вокруг себя – в быту и природе. Для наблюдательного человека даже простые срезы растений – красивые геометрические фигуры.

Математик несбывшийся, странник.

Оглядись, удивляясь стократ:

В травах – срез  волчеца – пятигранник,

А сеченье душицы – квадрат.

Всё на свете покажется внове

Под гольцом, чья вершина в снегу:

Водосбор – треуголен в основе

На цветущем альпийском  лугу!

Где же круг?

Возле иглистой розы,

Там, где луг поднебесный скалист,

Вижу – с ветром играет берёзы

Треугольноромбический лист…

Найти слова математического происхождения, которые встречаются в стихотворении.

Вот закончилась игра,

Результат узнать пора.

          Кто же лучше всех трудился

 И в турнире отличился?

Подведение итогов. Объявление победителей. Вручение призов.

Спасибо всем за участие!

Ведущий:

                                 Школьные дни –

                                 Быстры они,

                                 К финишу мчатся как птицы.

                                 Помни всегда, помни везде!

                                 Что без труда                                                                

                                 В учёбе побед не добиться.

Литература:

Гаврилова т.Д. Занимательная математика.5 – 11кл. Волгоград: Учитель, 2004.

Гончарова Л.В. Предметная неделя в школе. Волгоград: Учитель,2003.

Иченская М.А. Отдыхаем с математикой.5 – 11кл. Волгоград: Учитель, 2008.

Кордемский В.Г. Удивительный мир чисел. Книга для учителя .Москва: Просвещение, 1986.

Лепёхина Т.А. Математическое ассорти. Волгоград: Учитель, 2009.

Нагибин Ф.Ф. Математическая шкатулка.Москва:1988.

Панищева О.В.. Математика в стихах Волгоград: Учитель, 2008.

 

 

Hosted by uCoz