rus

 

 

Разработка урока Черновой Светланы Сергеевны, учителя I категории МОУ Новонадеждинская сош

 

 

 

 

 

 

 

 

Оформление доски.

 

Духовная литература

«Что телесная пища для поддержания наших сил, то и чтение Писания для души».

Иоанн Златоуст

 

«Миссия России – Бога найти живого, всю жизнь Богом наполнить, Бога показать Родине и миру».

И. Шмелев

 

Портреты.

1.     Царь и пророк Давид

2.     И. С. Шмелев

3.     А. А. Солженицын

4.     В. Н. Лялин

 

 

Произведения.

Псалтирь, Псалом 50-й, «Неупиваемая чаша», «Земной ангел», «Человек на войне», «Изограф».

 

 

Словарь.

Псалтирь, Псалом, Богомыслие, обитель, келейница, треба, изограф

 

 

 

 

 

Ход урока:

 

I.                  Вступительная беседа.

Подходит к завершению ваше обучение по литературе, осталось перелистать несколько страниц вашего учебника. С каким багажом знаний вы пойдете в жизнь? И урок мне хочется начать с вопроса по теории литературы:

- Какие литературные направления или течения вы знаете?

Сегодня мы поговорим о направлении, которое не выделялось отдельно, но существовало вместе с теми направлениями, которые вы назвали. Это духовная литература. Было время, когда наша русская литература была носительницей неповторимого и невыразимого качества под именем «духовность». Это почти весь «золотой век русской литературы», начало XX века. Но сейчас мы видим обратное, даже рекомендуют изжить это понятие, чтобы сравняться с «цивилизованными странами», где литературе отведена роль своего рода «парка культуры и отдыха».

- Вдумаемся в тему нашего урока. Подберите, от какого слова образовалось прилагательное духовная – от дух.

- Как вы понимаете значение этого слова «духовная»?

- Обратите внимание, одно и то же обозначают слова «дух» и «душа»?

Святой Иоанн Дамаскин говорил о душе:

- Дух – это подобие Божественного Духа внутри человека.

Об их различии говорил Святитель Феофил Затворник:

- Дух – более высокая сила. Душа – низшая сила, назначенная для ведения дел земных.

- Вспомните, какие фразеологические обороты  со словами «дух» и «душа» вы знаете? Дайте их толкование.

- Душа есть у каждого из нас, но вот присутствие Духа Божьего не всегда.

Человек трисоставен: тело-душа-дух.

Душа руководит телом, а ею руководит дух. Так должно быть в идеале, но современный человек отстал от духовной жизни, потерял связь с Богом и часто живет только материальной жизнью. Так вот духовная литература – это та связующая нить, которая хочет соединить снова Бога и человека. Как состояние нашего тела определяется качеством и количеством пищи, так и состояние души зависит от качества и количества книг, которые мы читаем. Читая книги, полные страстей, агрессии, пороков – то они становятся нашими. И наоборот, читая Новый Завет, Слово Божие, Псалтирь – мы общаемся с Богом, то есть Благодать Божья сходит в наши сердца, и мы учимся поступать по заповедям Божьим. Чтение духовных книг является необходимой частью нашей духовной жизни.

Согласно преданию, Матерь Господа Иисуса Христа, Пресвятая Богородица, очень любили читать Священное Писание. Это была ее духовная пища. И, по словам самого Господа, не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф.4.4).

Известно, что великий русский святой Серафим Саровский еженедельно прочитывал все 4 Евангелия и все послания Апостолов. Это настолько просвещало его ум и сердце, что он светился любовью к людям, всех называл «радость моя» и мог творить великие чудеса.

Духовную литературу нужно читать не для того, чтобы развлечься, а чтобы осветить и попитать душу. «Питается она тем, что пройдет в сердце и займет его»-, говорил Феофил Затворник.

И вот сегодня на уроке мы поговорим о такой литературе.

 

 

II. Основная часть.

1. Первыми произведениями духовного плана можно назвать молитвы. Это беседы человека с  Богом. Это дыхание необходимое для нашей духовной жизни. Чтение такой литературы и размышление над прочитанным называется богомыслием. Первый, кто обратился со своими печалями к Богу, можно назвать израильского царя и пророка Давида. А сделало его поэтом, как мы сейчас это называем, неустанное обращение к Богу. Послушаем рассказ о царе Давиде. (сообщение ученика).

Учитель: Свои обращения к Богу он сопровождал игрой на псалтерионе, поэтому эти песнопения получили названия псалмов, а сборник их - Псалтирь. Псалмы были собраны в одну книгу в V веке до рождества Христова. С греческого переведена была святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием. А издана в печати в XV веке. «Псалтирь» широко применяется в богослужениях. На Руси была широко распространена и имела немаловажное значение в жизни русского человека: использовалась и как богослужебная, и как назидательная для домашнего чтения, так же была основной учебной книгой, чтением «Псалтири» провожают в последний путь. Послушайте 50-й псалом Давида (чтение).

- Какое настроение вы почувствовали?

- Поняли ли вы смысл? (печаль, сокрушение, покаяние)

Давида называют «величайшим лириком», а «Псалтирь» - собранием духовных од. Давид строго судит себя и понимает, что своим поступком оскорбил Бога. Он просит очистить его от содеянного.

- Чему можно научиться из псалмов? (величию мужества, справедливости, целомудрию, благоразумию, покаянию, терпению)

2. От псалмов перейдем к творчеству самого православного, русского из русских, как сказал А. Куприн – творчеству и жизни И. С. Шмелева.

- Как он встал на путь к Богу?

(сообщение ученицы, краткая биография и повесть «Неупиваемая чаша»).

Илья Шаронов – человек, посвятивший свое творчество  Богу и людям.

3. Не только в XX веке обращались к теме православия. Сейчас, в наше время, создаются не менее ценные и полезные произведения. Это интересный писатель А. А. Солженицын  (сообщение и анализ книги «Земной ангел»)

- Ваши впечатления о повести?

- Почему автор так назвал книгу?

- Какие качества Елизаветы Федоровны придают святость ее образу? (милосердие, самопожертвование, упование на Бога и сильная вера в него, мужество)

4. Следующий автор Валерий Николаевич Лялин. У него мы остановимся на двух рассказах: «Человек на войне» и «Изограф».

(сообщение ученика об авторе и анализ рассказа «Изограф»)

- Черты М. И. Богданова (сильная вера и любовь к Богу, самоотверженное служение делу, простота, смелость, мужество и любовь к человеку)

- Черты Григория Журавлева?

 

 

III. Заключительные вопросы.

- Для чего нужна духовная литература?

- Понравились ли вам эти произведения? Чем?

- А какие произведения из школьной программы можно отнести к духовной литературе?

- Что объединяет героев всех произведений?

Благодаря таким людям, Россия непременно возродится. И хочется закончить урок жизнеутверждающим стихотворением Зинаиды Гиппиус, в котором, как и во всех этих произведениях звучала вера в то, что Россия вернется к своим православным корням.

Она не погибнет – знайте!

Она не погибнет, Россия.

Они всколосятся – верьте!

Поля ее золотые.

 

И мы не погибнем – верьте!

Но что нам наше спасенье?

Россия спасется – знайте!

И близко ее воскресенье. (1918 год)

 

Домашнее задание: Ответить на вопрос «Легко ли быть православным?» или «Каким я представляю себе православного человека?» (по произведениям урока)

 

 

Hosted by uCoz