Внеурочная работа

           

Выступление на окружном методическом объединении учителя

МОУ Новонадеждинская сош Костиной Татьяны Александровны.

"Инновационная деятельность учителя начальных классов

          во внеурочное время".

 

 Чтобы активизировать процесс обучения, придать ему творческий, исследовательский характер, необходимо передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Особенно хорошо зарекомендовали себя учебные исследования в работе с детьми.

 Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом. Оно ориентировано на развитие исследовательской, творческой активности детей, на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Эта работа может проводиться индивидуально, но может иметь локальный и фронтальный характер.

 Для проведения фантастических исследований можно предложить темы: «Архитектура будущего», «Неземные цивилизации», «Фантастические рассказы» и др.

 Теоретические экспресс – исследования технически сложней, однако в плане бучения они продуктивны и их легко можно привязать ко всем основным традиционным предметным дисциплинам. Но здесь с особой остротой проявляется проблема источников информации.

 Задача ребёнка – собрать материал из книг и других источников по заранее предложенной  теме. Эти теоретические темы были связаны с историей, музыкой, изобразительным искусством. Например, «Искусство портрета», «История возникновения трамвая», «Забытые народные музыкальные инструменты» и др.

 Как выбрать тему исследования.

 Тема должна быть интересна ребенку и при этом нести в себе познавательный заряд. Темы, которые мы использовали в своей работе с детьми, можно объединить в три основные группы:

а) фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;

б) теоретические – эта группа тем ориентирована на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках; это то, что можно спросить у других людей, что написано в книгах и др.;

в)эмпирические – темы, предполагающие проведение собственных экспериментов.

 Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе.

 Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.

 Подвести ребенка под ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, - задача сложная, но без ее решения работа теряет смысл.

 Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, то есть долговременно, целенаправленно работать в одном направлении, у младшего школьника ограничена. Часто приходиться наблюдать, что увлеченно начатая и недовведенная сразу до конца  работа (рисунок, постройка и др.) так и остается незаконченной. Выполнить исследования «на одном дыхании» практически очень сложно, но, учитывая названную  выше особенность детской природы, следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.

 Выбирать тему и даже собирать материал при правильной организации дела – занятие веселое и приятное. Значительно сложнее решить, что делать с представленной информацией. Как ее проанализировать, обобщить выделить главное и исключить второстепенное и, наконец, в каком виде представить. Здесь первое время  никак не обойтись без деликатной помощи взрослого.

 Итогом исследовательской работы может быть макет, выполненный из самых разных материалов с описанием действия представляемого им объекта. Это может быть и книга, и научный отчет о проведенном эксперименте, и многое другое. Важно, чтобы представленные материалы отвечали не только содержанию исследования, но и эстетическим требованиям. Детям необходимо помочь выбрать способ представления результатов, исходя из темы и их собственных возможностей.

 Защита результатов исследования.

 «Обучая других, обучаешься сам» - эта точная мысль Я. А. Коменского пришла к нам из глубины веков. Интуитивно понимая эту закономерность, ребенок, изучивший что-либо, часто стремится рассказать об этом другим. В нашем случае, при проведении учебных исследований, сообщить об усвоенном важно не столько тому, кому адресовано сообщение, сколько тому, кто рассказывает.

 Поэтому этап  защиты проекта упустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершенным. Защита – венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследователя.

 О выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. Естественно, что защита проекта должна быть публичной, с привлечением как авторов других проектов, так и зрителей (учителей, родителей). В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.

 Приобщение детей к исследовательской деятельности требует от педагогов неординарных усилий. Известный специалист в области исследовательского обучения Д. Треффингер рекомендует педагогам, занимающимся выработкой у детей исследовательских наклонностей, соблюдать следующие правила:

 Не занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямы инструкций относительно того, чем они должны заниматься.

 Не делайте скоропалительных допущений. На основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей, не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями.

 Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научить делать) самостоятельно.

 Научитесь не торопиться с вынесением суждения.

 Научите детей прослеживать межпредметные связи.

 Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.

 Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе и дома, как область приложения полученных навыков в решении задач.

 Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.

 Подходите ко всему творчески.    

Hosted by uCoz