Воспитательная работа

 

 

 

 

                               Разработала классный руководитель 8-9 классов Борзунова Валентина Николаевна

 

 

 

Классный час

Тема: Размышление о добродетели

                      

 Цель: продолжать формировать представление подростков о нравственных категориях: добро и зло, о своем отношении с этих позиций к сверстникам, взрослым, близким людям. Развивать умение анализировать свои поступки, самосовершенствоваться. Воспитывать чуткое отношение к ближнему.

Ход беседы:

        Очень часто в обыденной жизни мы встречаемся с такими понятиями как гуманность и добродетель. И очень часто не понимаем смысл этих слов. Сегодня мы постараемся проникнуться значением этих понятий и попробуем примерить добрый духовный их смысл каждый к себе. Давайте обратимся к высказыванию мыслителя Гельвеция : « Гуманность – сгусток всех других добродетелей». Слово добродетель можно выразить как добро деять. Стало быть, гуманность – это стремление личности к деянию добра в пользу и во имя людей. Значит, различные добродетели имеют одну основу  - гуманность, гуманное отношение к человеку и всему живому. Так ли?

   А как думаете, вы гуманны? Попробуем проанализировать самих себя. Возьмите  каждый по листу бумаги, разделите его на две части. В левой части напишите все свои добродетели, которыми вы, с вашей точки зрения, обладаете. В правой же напишите свои «антидобродетели». Постараемся быть предельно честными.

( Дети размышляют и записывают в листы)

        Далее учитель размышляет вслух: Может быть, проявлять гуманность к человеку это просто не делать дурного? Может быть, нравственные усилия и стоит направлять на это? Очень важно для человека познание жизненных явлений с точки зрения доброго и злого. А значит, о своих поступках важно думать с этих позиций. Как вы думаете, когда человек об этом должен задуматься? Размышления о благе, добродетели помогут каждому обрести нравственную опору в жизни, пропитать и наполнить душу внутренней порядочностью.

Учащиеся выбирают понравившиеся тезисы из « Книги о воспитании» Каюма Насыри (1825 – 1902г.г.)

- « Человека с дурным и злым нравом следует воспитывать не словом, а добрыми делами»

- «..если кто- нибудь оскорбит тебя грубостью, не вздумай ответить тем же, лучше мягко пожури обидчика…Умение простить даже тогда, когда можешь наказать местью, - вот самое прекрасное из человеческих достоинств».

- « Если ты знаешь, что некто попал в нужду, и догадываешься, что он рассчитывает на твою поддержку, не жди, пока он сам попросит тебя об этом, первый протяни руку помощи».

- « Злой язык опасней стали. Слово, слетевшее с языка, порой ранит так жестоко,  что легче вынести боль, причиненную при отсечении руки пилой».

- « Природа человека такова: что мы любим тех, кто сделал нам добро, и терпеть не можем людей, которые причинили нам зло. …если не можешь помочь людям, то хотя бы не делай им зла».    

- «..если хочешь, что бы тебя почитали, будь хлебосолен, приветлив и щедр. От этого добро твоего дома не убудет, а возможно станет еще больше. Милостыня бедным не разорит тебя».

  Что же в итоге наших размышлений мы можем назвать добродетелью? Постарайтесь дать свое определение.

( Детям дается чистый лист бумаги в котором они пишут свое определение добродетель, лист сворачивается свитком и передается другому )

  Теперь сравните ваши определения со следующими высказываниями:

       « Добродетель, есть и что иное, как красота духовная»

                                                                                   Ф. Честерфильд.

« Добродетель, есть ни что иное как, красота внутренняя»

                                                                               A Бекон.

« Добродетель, есть ни что иное, как внутренняя деликатность»

                                                                               О. Бальзак.

       Итак, можете ли вы назвать себя гуманными? Что мешает совершенствоваться в этом направлении? ( Учащиеся по желанию называют, что им мешает, а учитель записывает на доске их формулировки)

       Получается , что проявлять гуманность мешают такие качества, как эгоизм, лень, невнимательность, непонимание , поверхностный взгляд на ситуацию или  другого человека, отсутствие сострадания, равнодушие, гнев, стереотип поведения. О чем это говорит? О нравственном несовершенстве. Следовательно, проявлять гуманность дело нелегкое. Необходимо совершить усилие. Чтобы все перечисленное происходило не с нами. И поэтому необходимо помнить о таких понятиях как: обязанность, ответственность. Как бы вы ответили, имея  ввиду себя? Обязан – что? Отвечаю – за что? Перед кем? Что должно? Что не должно?

(рассуждения детей)

Тренинг « Мои добрые дела»

       Доброе отношение к людям , к своим близким, родным должно проявлять не только в словах, но и в делах. Вспомните, какое конкретное дело вы сделали за вчерашний день? Для кого? Что при этом чувствовали? Как отблагодарил вас этот человек? Подумайте, способны ли вы на добрые дела? Если нет, что вам мешает?

          Духовное чтение с обсуждением:

       « Император Феодосий Великий, знавший, как мало имеет достоинства знатный род и богатство без хорошего воспитания, послал отыскать во всей империи ученейшего человека. Посланные после долгих поисков нашли такого мужа, по имени Арсений, которому Феодосий и доверил своего сына для воспитания и обучения.

      Мальчик, гордившийся своим происхождением, во время учения заставлял наставника стоять перед собою, между тем как сам сидел. Когда император увидел это, то сказал сыну голосом полным упрека: «Встань и уступи место своему учителю; честь, достоинство и богатство – случайные вещи. И ты их не заслужил. Бог может не сегодня, так завтра отнять все это у тебя, но ученость есть собственность этого мужа, и ты должен всегда это уважать и почитать. Встань же , пусть учитель твой сидит».

 Обсуждение с детьми.

Вывод:     Обратимся к Л.Н.Толстому что он имел ввиду когда говорил: « Есть одно самое важное дело для всех людей. Дело это в том, чтобы жить хорошо. Жить  же хорошо  - значит не столько делать  то хорошее, что мы можем делать, сколько не делать того дурного , которое можем не делать. Главное не делать дурного». Вот в этом и есть должное и обязательное

  

 

                  Литература:

1.     « Воспитание школьников» № 6,7/ 2001г.

2.     Громова Г. -« Помилуй, Господи наших детей» - М. 1999г. – с. 218.

3.     Г.Разумихина. –« Будь, пожалуйста счастлив!». – М. – 2000г. – с. 96.

 

 

 

 

 

 

 

 

   

  

               ОЛЬШАННИКОВА ВАЛЕНТИНА ЕГОРОВНА

                       

                        

                             РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ:

                    «ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ – НАША ЗАБОТА».

                                          /Воспитание есть усвоение хороших привычек/ Платон.

          

                                                                           ЗАДАЧИ СОБРАНИЯ:

1.        Показать родителям необходимость соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьников.

2.         Настроить родителей на необходимость формирования у ребенка потребности в здоровом образе жизни.

3.        Убедить родителей в необходимости   противостоять пивной и алкогольной зависимости у подростков.

 

 ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ СОБРАНИЯ: беседа- практикум.

 

 ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

- Причины, которые приводят к ухудшению физического здоровья и эмоционального состояния ребенка.

-Здоровье ребенка и школьные  нагрузки.

-Особенности рационально организованного режима дня.

-Приемы сохранения физического и психического здоровья ребенка.

-Рекомендации и советы для родителей по усвоению путей к здоровому образу жизни.

 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА К СОБРАНИЮ:

1.                 Приглашение медработника с ФАПа.

2.                 Анкетирование учащихся.

3.                 Анкетирование родителей учащихся

4.                 Памятка для родителей «Как сделать  зарядку любимой и привычной для ребенка».

5.                  Оздоровительные упражнения при подготовке домашних заданий.

 

                                           Ход собрания:

   На плакате – статистика по теме собрания. Основной докладчик зам по В.Р.

приводит цифры статистики, тем самым подчеркивая актуальность выбранной темы для собрания.

                 Статистика  актуальности темы.

-Лишь 20-25% первоклассников, переступивших ежегодно порог школы, остаются здоровыми после первого года обучения.

- К концу первой четверти худеют 30% учащихся.

 - 15 % жалуются на головные боли, усталость, сонливость, отсутствия желания учиться.

- 10% детей, поступающих в 1 класс, имеют нарушения зрения различной тяжести.

-Треть  учащихся  имеют различные нарушения  осанки, которые  усугубляются с каждым годом обучения.

-Лишь 24% учащихся выдерживают ночной норматив сна.

- Ежедневно дети недосыпают от 1,5 часов до получаса.

 

1.Выступление медработника, который подводит итоги обследования детей по школе на сентябрь 2007г.  в процентном сравнении с прошлым годом.

 

2.Знакомство родителей с основными причинами, которые приводят к ухудшению  физического здоровья и эмоционального состояния ребенка и рекомендациями по усвоению путей к здоровому образу жизни.

 

    Начало обучения ребенка в школе - это, в первую очередь, экзамен на зрелость той семьи, в которой он растет и развивается. Если семья не готова к пониманию важности этого этапа в жизни ребенка, со временем есть вероятность того, что ребенок войдет одну из статистических  групп, приведенных на доске.

    Отсутствие у родителей понимания проблемы, незнание своего ребенка, родительский эгоизм и тщеславие, неумение и нежелание наладить контакт со своим ребенком, поддержать его в этом весьма не простом периоде жизни может привести к стрессам и трагедиям всего периода обучения в школе.

    Одной из причин, которые приводят к ухудшению здоровья и эмоционального состояния  ребенка может быть, несоблюдение режима дня школьника. Некоторые родители крайне скептически  к самому понятию «режим». А зря. Нельзя понимать соблюдение режима ребенком как некую догму. Мы взрослые прекрасно знаем, что именно этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, которая ведет к хронической усталости и утомляемости. Эти постоянные симптомы приводят к снижению работоспособности ребенка. Низкая работоспособность характеризуется:

    -снижением правильных ответов на уроке и дома после того, как ребенок выучил материал урока;

   -повышением количества ошибок наряду с хорошо выученным материалом;

   -рассеянностью и невнимательностью ребенка, быстрой утомляемостью;

   -изменением почерка ребенка в связи с ухудшением регуляции физиологических функций.

   Безусловно, нельзя работать без утомления, но ведь задача семьи состоит в том, чтобы предупредить переутомление и способствовать такой организации жизни ребенка, которая позволит избежать влиянию утомления на его здоровье.

   Сегодня  я остановлюсь на некоторых аспектах гигиенического поведения для сохранения здоровья, и вы мне в этом поможете. Вы разработаете запретные законы для родителей, которыми они должны руководствоваться при организации выполнения ребенком режима дня.

/ У родителей на столе  лежат листы с надписью «НЕЛЬЗЯ» и ручки. Слушая мое выступление, родители на листок записывают свои варианты/

Гигиеническое поведение – обобщенное понятие, подразумевающее  деятельность человека, направленную на созидание своего здоровья: выполнение правил личной гигиены, режима дня; гармоничное отношение между людьми; занятия физической культурой; рациональное питание; негативное отношение к табакокурению, алкоголизму.

   Поведение детей приобретает черты произвольности, осмысленности. У них в достаточной степени развита способность следовать определенным правилам и нормам, установленным в школе и в семье.

   Первые шаги к воспитанию у детей заботы о своем здоровье – обучение их навыкам ухода за кожей и зубами. Важно не только научить ребенка правильно мыть руки, но и объяснить когда и почему это необходимо делать. Важно помнить, что дети охотнее всего делают не то, что их заставляют делать, а то, к чему взрослые серьезно и заинтересованно относятся. Поэтому необходимо проявлять доброжелательное внимание  к выполнению ребенком правил личной гигиены, и ему всегда захочется быть чистым и опрятным, он будет стремиться к этому.

   В большинстве своем школьники знают правила личной гигиены, знают, как их выполнять, но не выполняют, не следуют им главным образом из-за лени, отсутствия привычки к волевому усилию. Родители обязаны приучить его пользоваться отдельным полотенцем, детским мылом, зубной пастой и щеткой.

   На состояние здоровья человека оказывают влияние многочисленные факторы. Одним из важнейших – питание. Еще в древности  было известно, что правильное питание  есть непременное условие долгой жизни. Современные ученые выяснили, что основными нарушениями в питании являются: избыток углеводов и жиров животного происхождения, дефицит овощей, фруктов и ягод, а также нарушение режима питания. Чтобы устранить нарушение режима питания, взрослым необходимо помнить, что дети должны питаться 4-5 раз в день. Основные правила питания: разнообразие, умеренность и своевременность. Следует ли заставлять ребенка поесть через силу или отказать ему в приеме пищи перед сном? Заставлять НЕЛЬЗЯ. Оценивая свое желание поесть, ребенок прислушивается к потребностям своего организма. Обязательно ли детям есть первое блюдо? ДА. Употребление только второго блюда не вызывает «достаточного отделения желудочного сока, пища долгое время задерживается в пищеварительном канале, подвергается брожению, раздражает слизистую оболочку. С течением времени такое неправильное питание приводит к болезненным изменениям  в аппарате пищеварения». Следует приучать ребенка кушать не спеша, хорошо прожевывая пищу и не занимаясь за столом посторонними делами (чтение книг, просмотр телевизора и т.п.). Эстетический вид пищи, спокойная  обстановка за столом, за которым собралась вся семья, соблюдение культуры питания помогут детям получать удовольствие от приема пищи и оставаться здоровыми.

    Школьник много времени проводит в школе, посещает различные секции, кружки, он подвижен и вместе с тем легко возбудим, поэтому ему требуется специальный отдых-СОН. В возрасте 6-7 лет суточная норма сна составляет 11 часов, 8-10 лет-10 часов, более старшего возраста не менее 8 часов. Сон обеспечивает отдых и высокую работоспособность человеческому организму. Правильная организация умственного труда (очередность и время приготовления домашнего задания, физкультурные паузы, правильная посадка и освещение и др.) предупреждает возникновение переутомления и его отрицательных последствий. При частом проявлении симптомов переутомления, таких, как головная боль, головокружение, быстронаступающая слабость, покраснение глаз и ушных раковин, рассеянность, раздражительность, плаксивость и др., ребенка следует показать врачу, так как эти признаки могут предшествовать развитию нервно- психических заболеваний.

    Важно обращать внимание на положение тела ребенка во время выполнения домашнего задания, поскольку неправильная посадка- одна из основных причин нарушения осанки. К основным факторам, которые вызывают эти нарушения, относятся недостаточное и неравномерное развитие мышечной системы; плохие привычки, например, опора при стоянии на одну ногу, неправильная походка, привычка носить тяжести в одной и той же руке, спать на одном боку, на очень высокой подушке и др..

  Чтобы  дать школьнику ясное представление о правильной осанке, следует применить такой прием: ребенку развертывают плечи, выпрямляют спину и ставят плотно к стене, чтобы он касался ее пятками, ягодицами, спиной и затылком. Неоднократное повторение этого приема позволяет ребенку запомнить мышечное ощущение правильной осанки и в дальнейшем без особого труда сохранить ее.

   Неправильная посадка учеников в школе, во время приготовления домашних заданий часто становится причиной нарушения у них зрения. Желательно, чтобы в течение недели школьник смотрел не более 2-3 телепередач и проводил за компьютером не более 45 минут в день. Дети школьного возраста, а особенно начальных классов очень впечатлительны, доверчивы и восприимчивы, поэтому сцены насилия, жестокости, увиденные ими, могут стать причиной нервных срывов и даже психических заболеваний. Вот почему взрослые должны ежедневно изучать программу телепередач и  выбирать те видиокасеты и диски, которые не повредят ребенку.

    Сложно приобщить ребенка к выполнению режима дня, но часто истоки детской неорганизованности лежат в укладе семьи. Поэтому, прежде всего родителям нужно постараться самим стать более собранными, а уж потом требовать от своих детей.

   Мне хочется отметить еще один не менее важный фактор, отрицательно влияющий на здоровье наших детей - это курение и алкоголизм.

   Подростковый возраст  и рискованное поведение-это почти синонимы. В этом возрасте становятся актуальными потребности в признании, общении, самоутверждении, новых ощущениях. Нередко самым простым и быстрым способом удовлетворения подростку представляется употребление алкоголя. И действительно, некоторым это дает возможность на какое-то время почувствовать уверенность в себе, легкость в общении, отвлечься от своих проблем. Напитки, содержащие  спирт, называются алкогольными. Чем выше показатель крепости алкоголя, тем сильнее его опьяняющее действие. Конечно, пиво – это не чистый алкоголь, но ведь тоже можно сказать и о водке, которая является его 40% раствором. В пиве содержится алкоголя от 0 до    10 % и более. Это значит, что при употреблении бутылки водки или 8бутылок пива в организм попадает одинаковое количество алкоголя. Спирт является сильным ядом, веществом, оказывающим не только опьяняющее, вызывающее зависимость, но и разрушительное действие на организм. разрушающее действие на детский организм, активное повреждение развивающихся органов и тканей ребенка и , как следствие этого, умственная психическая и физическая неполноценность, отклонения в поведении. По расчетам экспертов Всемирной организации  здравоохранения, потребление более 8 л алкоголя на душу населения считается опасным для физического и психического развития  нации. В России эта цифра достигает 14л . 2,6 млн. россиян вовлечены в тяжелое, болезненное пьянство.

   Медики разных стран пришли к неожиданному выводу: при употреблении пива в сравнении с другими алкогольными напитками хронический алкоголизм развивается в 3 – 4 раза быстрее. Пиво является одним из самых агрессивных наркотиков, а пивной алкоголизм характеризуется особой жестокостью. Главный санитарный врач Росси Г.Онищенко так сказал об этом: «Не СПИД, не туберкулез погубят Россию, а пивной алкоголизм среди юного поколения».

   Употреблению пива подростками  способствуют следующие факторы риска: 1) Их знакомство с этим алкогольным напитком происходит в том возрасте, когда уровень самоконтроля не достаточен, система ценностей не развита.

2) Праздничные застолья, воспринимаемые детьми как норма жизни, с употреблением спиртных напитков.

3) Отсутствие высокого нравственного образца в семье, в первую очередь отца и матери.

4) Отсутствие целенаправленной совместной деятельности (трудовой, спортивной, духовной и т.д.) родителей и детей.

5) Приобщение в отдельных семьях к «безобидным» малым дозам спиртных напитков.

6)Нетрезвый образ жизни родителей.

  Около 40%  учащихся ошибочно считают, что употребление небольшого количества пива не представляет угрозы здоровью и не вызывает алкогольной зависимости. Это говорит о недостатке у них знаний о влиянии пива на организм. Ввиду такой тенденции  актуализируется проведение мероприятий по профилактике употребление пива подростками и пропаганде здорового образа жизни.

   Пути антиалкогольного воспитания детей: здоровая нравственная атмосфера семьи и трезвый образ жизни родителей. Формирование негативного отношения к алкоголизму и пьянству путем разъяснения  пагубного влияния алкоголя на организм человека, его здоровье, нравственность, поведение; формирование у детей здоровых интересов, приобщение их к высокой духовной культуре.

   Ситуация успеха порождает психологические условия принятия деятельности, стимулирует желание неоднократно пережить чувство удовлетворения собственными делами. Исходя из всего изложенного, назревают  

                              «СОВЕТЫ  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ»

- Быть для ребенка положительным примером в следовании навыкам гигиенического поведения, так как одно из психологических особенностей школьников  склонность к подражанию.

- Поощрять попытки ребенка придерживаться режима дня, выполнять гигиенические процедуры,  соблюдать культуру умственного труда.

-Правильно организовать режим дня школьника: обеспечить ему достойный  по продолжительности сон со строго установленным временем подъема и отхода ко сну; предусмотреть регулярный прием пищи; установить определенное время приготовления уроков; выделить время для отдыха на открытом воздухе, творческой деятельности, свободных занятий и помощи в семье.

- Проверить правильность осанки детей. При получении настораживающих результатов проанализировать возможные отклонения  в состоянии позвоночника. Постараться устранить их, в случае необходимости обратиться к врачу.

- Не впадать в крайности: не ставить ребенка под шквал замечаний и указаний. Добиваться, чтобы все необходимое он делал с первого же напоминания, ни на что не отвлекаясь.

- Обращать больше внимания на хорошее в ребенке, чем на его ошибки, но не захваливать, иначе стремление к одобрению, к похвале может стать главным мотивом здраво творческой деятельности.

 

3.Анализ  анкет  детей и родителей по проблеме собрания.

 

4.Общий свод  родительских «НЕЛЬЗЯ» при соблюдении режима

- Будить ребенка в последний момент перед уходом в школу.

-Кормить ребенка перед школой сухой пищей.

-Требовать от ребенка только хороших и отличных результатов в школе, если он к ним не готов.

-Лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок.

- Заставлять ребенка спать днем после уроков и лишать его этого права.

- Кричать на ребенка вообще и во время выполнения домашнего задания.

-Заставлять многократно переписывать в тетрадь  из черновика.

-Не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашнего задания.

-Сидеть у телевизора более 45 минут в день.

-Смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры.

-Ругать ребенка перед сном.

-Разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло назидательно.

- Не прощать ошибки и неудачи ребенка.

 

5.Анализ памятки и упражнений, предложенных родителям по проблеме выполнения школьником режима дня.

 

6. Вынесения решений по ходу собрания в основном вытекают из советов для родителей.

7.Беседа классных руководителей  с родителями отдельных учащихся, приглашение их индивидуальные консультации по проблеме.

                              

                                 ПРИЛОЖЕНИЕ

 

                               Памятка для родителей

 «Как сделать  зарядку любимой привычкой для ребенка»

 Для того, чтобы зарядка стала для вашего ребенка необходимой, вы должны  неукоснительно выполнять следующие условия:

-Приучать своего ребенка к гимнастике с 2-3 лет.

-Выполнять зарядку ежедневно, несмотря ни на какие обстоятельства. Их можно придумать много и разных.

-Превращать утреннюю зарядку   в праздник бодрости и поднятия духа.

-Включить веселую и ритмичную музыку.

-Открывать окна и шторы для потока солнечного света и свежего воздуха.

-Выполнять зарядку вместе со своим ребенком.

-Выполнять зарядку 10- 20 минут.

-Включать в комплекс зарядки 8-10 упражнений.

-Менять упражнения, если они наскучили ребенку и придумывать вместе с ним новые упражнения.

 

                  Упражнения при подготовке домашних заданий.

  Комплекс упражнений по предупреждению зрительного  утомления  во время выполнения домашних заданий.

- Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох, наклониться вперед к столу и сделать выдох. Повторить 5-6 раз.

-Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза. Повторить 4 раза.

-Исходное положение – сидя, руки на пояс. Повернуть голову в право, посмотреть на локоть правой руки. Повернуть голову в лево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в исходное положение. Повторить 4-5 раз

- исходное положение - сидя, посмотреть прямо перед собой 2-3 секунды, поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 15-20см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 2-3 секунды, затем опустить руку.

- Исходное положение- сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), проследить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 5-6 раз.

- «Рисование картины». Найти в комнате какой–либо предмет и «нарисовать» его глазами: обвести по контуру с внешней и внутренней стороны.

                  

                        Анта для учащихся.

- В котором часу ты встаешь утром?

-Тебя будят родители  или ты просыпаешься  сам?

- Ты встаешь охотно или с трудом?

-Какие процедуры входят в твой утренний рацион?

-Делаешь ли ты зарядку по утрам?

-Ты делаешь ее один или вместе с родителями?

- Как долго ты делаешь уроки?

- Ты выполняешь их сам или тебе помогают родители?

-Гуляешь ли ты на улице перед тем, как начать выполнять домашние задания?

- В котором часу ты  идешь спать?

               

                        Анкета для родителей.

-Считаете ли вы необходимым условием успешности учебной деятельности вашего ребенка выполнение им режима дня?

-Ваш ребенок встает сам или вы его будите?

- Он встает охотно или с трудом?

- Как вы на это реагируете?

- Занимаетесь ли вы закаливанием своего ребенка?

- Делает ли ваш ребенок зарядку?

-Являетесь ли вы для него  в этом примером?

-Сколько время ваш ребенок проводит у телевизора или компьютера?

-Гуляет ли ваш ребенок достаточно времени на свежем воздухе?

-Ваш ребенок делает уроки сам или вы ему помогаете?

-Как долго по времени делает уроки ваш ребенок?

-Какой  ежедневный ритуал ухода ко сну вашего ребенка?

- Какие приемы вы используете для того, чтобы ребенок чувствовал себя здоровым  и бодрым?

 

                              

                    

             

 

 

 

         

                                            Пшеничкина Светлана Александровна

                                                                         Час общения «Добро. Зло. Терпимость»

                                                                                                              (для учащихся X - XI классов)

 

   Часто можно услышать о дефиците доброты в современном российском обществе. На наш взгляд, воспитательную работу в этом аспекте нужно начинать как можно раньше и продолжать ее в течение всех лет обучения.

   Цели: разделить в представлении учащихся понятия "добро", "зло", "терпимость"; убедить в необходимости добра и недопустимости зла.

   Задачи:

          1. Формировать у учащихся уважение к общечеловеческим нравственным ценностям.

          2. Учить вырабатывать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

          3. Учить задумываться о своем месте в жизни.

          4. формировать навыки самоорганизации в индивидуальной работе и участия в коллективной деятельности.

          5. Развивать умение сопереживать другим людям, лучше понимать их чувства, мотивы поведения.

          6. Стимулировать совместную деятельность родителей и детей.

   Подготовка:

         *мультимедиа;

         *наглядность (название темы на доске, цель, эпиграф, основное понятие);

         *домашние творческое задание (рисунки, сочинения-рассуждения).

 

                                 Ход часа общения

                                                                       Добро и зло творить всегда

                                                                       Во власти всех людей.

                                                                       Но зло творится без труда,

                                                                       Добро творить трудней.

   Учитель:

          Добрый день, ребята! Сегодня я предлагаю вам поговорить на одну из актуальных тем. Называется она "Добро, Зло, Терпимость". Обратите внимание на эпиграф. Согласны ли вы с этим высказыванием? (Ответы детей.)

          Итак, сегодня наш разговор пойдет о добре и зле. Важна ли эта тема, заслуживает ли она того, чтобы тратить время на ее обсуждение? (Ответы детей.)

          Послушайте индийскую сказку "Награда", ответы на вопросы, продолжение сказки.

                                     Награда

     Как-то тигр охотился в джунглях и попал в западню. Случилось так, что мимо проходил путник. Увидел его тигр и давай слезно просить:

-Сжалься надо мной, человек! Вызволи меня из неволи, я щедро тебя отблагодарю.

     Путнику захотелось получить награду, и он вытащил тигра из ямы. Тигр выскочил наружу и говорит:

-Вот уже много дней я ничего не ел. Сейчас я тебя съем!

     Страшно стало путнику.

-Ох, тигр, - сказал он, - неужели это и есть награда, которой ты хотел отблагодарить меня за добро?

-Она и есть, - ответил тигр.

-Какая же это награда - платить злом за добро? - возразил путник.

-Давай спросим кого-нибудь 0 награда это или нет?

    Неподалёку росло дерево. Путник и тигр подошли к дереву и спросили:

-Скажи нам, дерево, чем награждают тебя за доброе дело?

-Злом! - ответило дерево. - Судите сами: люди отдыхают в тени моей листвы, а как придет пора уходить, рубят мои сучья, обрывают листья. Так они платят мне злом за гостеприимство.

-Ну, теперь- то я тебя съем! - обрадовался тигр.

-Давай еще кого-нибудь спросим! - взмолился путник. Прошли они еще немного. Видят: на пустоши пасется корова.

-Эй, корова! - окликнули они ее. - Скажи, чем платят за добро?

-Злом! - отвечает корова. - Судите сами: пока я была молода и давала много молока, мой хозяин меня очень любил. Молоко мое иссякло, и меня выгнали на пустошь. Того и гляди, на мясо сдадут!

         Выслушал ее тигр и сказал путнику:

-Ну, теперь сам видишь! Съем я тебя!

-Подожди немного! – попросил человек. - Давай спросим еще кого-нибудь третьего. Если он скажет то же самое, тогда, нечего делать, ешь меня...

    Вопросы.

1. Почему путник решил помочь тигру? Можно ли назвать его помощь бескорыстной?

2. Как поступил тигр? Если бы он почувствовал, что помощь путника продиктована совсем другими соображениями, поступил бы он так же?

3. Так нужно ли платить за добро? А чем платят за зло?

4. Как закончилась сказка? Съест ли тигр путника? Удастся ли героям найти того, кому за добро платили добром?

       На эти вопросы постарается ответить (фамилия или имя ученицы), она же продолжит индийскую сказку.

    Ученица (продолжает сказку)

    Пошли они дальше. Бродили, бродили, вдруг перед собой увидели птицу и спросили ее:

-Скажи нам, птица, чем награждают тебя за доброе дело?

-Добром! - ответила птица. - Судите сами: утром люди, просыпаясь, наслаждаются нашим пением. А зимой, когда нам холодно и голодно, люди делают нам кормушки и насыпают туда корм, тем самым не давая нам погибнуть.

    Тигр сжалился над путником и решил быть добрым к людям.

    Таким образом, каждый из нас должен поверить в добро и начать совершать добрые поступки.

    Учитель. Дайте определение словам "добро" и "зло", "добрый человек" и "злой человек", предварительно посоветовавшись с одноклассниками.

Добро - все положительное, хорошее, ласковое, приветливое; хорошее, доброе дело; поступок, приносящий пользу. Помнить добро.

Зло - все дурное, плохое, вредное; беда, несчастье, неприятность; злое чувство, гнев, досада.

Добрый человек - человек, обладающий мягким характером, расположенный к людям, сострадательный, сердечный.

Злой человек - человек недоброжелательный, проникнутый враждой, ненавистью.

   Добро многогранно. Поищите варианты доброго поведения в следующих ситуациях.

*Ты идешь по улице, видишь плачущего ребенка. Какими будут твои действия?

*В подъезде ты встречаешь бездомное домашние животное. Твои действия?

Обсуждение.

   Не будь побежден злом, но побеждай зло добром (Священное Писание).

Учитель. Послушайте рассказ Марии Скребцовой "Юноша и морские звезды" и ответьте на вопросы.

   Чтение учителем рассказа, ответы на вопросы.

                              Юноша и морские звезды

   Как-то на рассвете старик шел по берегу моря и увидел юношу, который подбирал на песке морских звезд и бросал их в воду. Старик спросил, для чего он это делает. Юноша ответил, что звезды могут засохнуть и умереть под лучами жаркого солнца.

- Но ведь побережье тянется на многие мили, а морских звезд миллионы. Что толку в твоих усилиях! - сказал старик.

  Юноша взглянул на морскую звезду, и тихо произнес:

- Толк есть для этой морской звезды.

   Вопросы.

1. Что побуждало юношу бросать в воду морских звезд?

2. Согласились бы вы или возразили, услышав слова: "Всем все равно не поможешь, а если поможешь нескольким, то это ничего не изменит в жизни других, так как всегда будет много несчастных и нуждающихся"?

3. Перечислите, какие добрые дела вы сегодня совершили, кого вы порадовали своими поступками. Как люди реагировали на проявление вашей доброты? Приятно ли вам было делать добрые дела?

    Вот что по этому поводу говорил арабский мыслитель Аль - Маали: "Когда будешь делать какое-нибудь добро, заметь, что во время свершения доброго дела получаешь такое же удовольствие, какое получает и тот человек".

   Учитель. Настало время проверить домашние творческое задание.

   Задание 1.

А. Представьте, что доброта - это яркое солнышко. Нарисуйте его и напишите на его лучиках те качества, которые включает в себя понятие "доброта".

Б. Представьте, что злоба - это темная тучка. нарисуйте ее и напишите на ее капельках те качества , которые включает в себя понятие "злоба".

("Доброта" - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. "Злоба" - чувство недоброжелательности, враждебности по отношению к кому-либо; желание причинить зло.)

   Задание 2.

   Прочтите изречение К. Пеппера о силе добра и придумайте собственное.

   Когда кто-нибудь совершает для другого доброе дело, радуйтесь!

   Сразу два человека стали счастливы.

(К. Пеппер).

   Задание 3.

    Раскройте смысл изречения: "Думай при каждом пробуждении: какое доброе дело совершить мне сегодня? Зайдет солнце и унесет часть моей жизни". Следуете ли вы этому совету? Какой стала бы наша жизнь, если бы каждый человек поступал таким образом? Напишите сочинение "Спешите делать добрые дела", используй свой жизненный опыт.

   Задание 4.

Напишите сочинение на тему "Что значит быть добрым, злым?". Аргументируйте свои убеждения, используя собственный жизненный опыт.

   Задание 5.

Как вы понимаете китайскую пословицу: "Добра и зла исток - в душе у нас, а не вовне"?

   Задание 6.

Прочтите и выучите стихотворение (приводится ниже). Какова его главная мысль? Напишите сочинение на тему, используя свой жизненный опыт.

Быть добрым надо по привычке

Сумей преодолеть преграды,

И боль, и призрачный успех.

Живи, не требуя награды

За свой поступок ради всех.

 

Еще печалью мир простужен,

Исподтишка разит беда,

Ты должен быть кому-то нужен -

Всегда - как хлеб или вода.

 

Быть добрым надо по привычке,

Не по расчету. Пригодись

Хотя бы маленькой синичке -

Пусти ее из клетки ввысь.

   Учитель.

Мы с вами много внимания уделили понятиям "добро"и"зло". А что же такое терпимость? (Ответы детей.) Терпимость - способность мириться с кем-либо, чем-либо, относиться снисходительно к кому-либо, чему-либо; терпимое отношение.

    А как следует вести себя, чтобы не провоцировать людей на злые, грубые поступки? Как нужно относиться к окружающим тебя людям? Ко всему ли  в окружающем нас мире надо относиться примирительно, терпимо? (Ответы детей)

   Ученик. Я думаю, что каждый должен проявлять терпимость к чужим мнениям, поведению, традициям. Именно понятие «терпимость» включает в себя мысль о том, что люди должны жить в мире друг с другом, уважать друг друга, стремиться к взаимопониманию и познаванию друг друга.

   Учитель. В завершение нашей беседы хочу вас ознакомить с правилами, помня о которых вы научитесь понимать друг друга. Их перечень вы видите на экране. Прочитайте их вслух поочерёдно.

   Правила, выполнение которых ведет к взаимопониманию

*Ставь интересы других людей выше собственных.

*Будь верен и надежен.

*Терпимо относись к другим точкам зрения.

*Уважай других, уважая себя.

*Воспринимай людей как равных себе.

*Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.

*Умей прощать и не будь обидчив.

*Живи в согласии с самим собой и с другими людьми.

*Проявляй чуткость.

*Будь уверен в себе.

*Будь свободен от лжи и обмана.

*Умей контролировать свои желания и поступки.

*Упорно иди к цели, не взирая на препятствия.

*Стремись делать все как можно лучше.

   Учитель. Понравился ли вам час общения? Что именно вам понравилось? Спасибо за общение.

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz